Вячеслав Ваганов: самостоятельное изучение нового, проекты Клиники и обучение в школе моушн-дизайна помогли мне найти любимую работу в штате коммуникационного агентства «F P R agency»

Этим летом студент СПбГУ Вячеслав Ваганов (3 курс, программа «Реклама и связи с общественностью») проходил стажировку в «F P R agency» – коммуникационном агентстве Петербурга с фокусом на диджитал-маркетинге, брендинге и креативе, лидере среди SMM-агентств в Telegram в России по данным рейтинга Рунета в 2023 году. Теперь Вячеслав работает моушн-дизайнером агентства и создает анимацию для различных мероприятий и брендов. Этому предшествовали результаты многолетнего труда и двухмесячное обучение в онлайн-школе моушн-дизайна на базе Клиники коммуникационных проектов СПбГУ. Вячеслав – самоучка в моушн-дизайне, который пришел в Клинику практически готовым специалистом, через нее смог улучшить портфолио, реализовав проекты для ГК «Росэнергоатом» и Лаборатории «Я-бренд», а также найти профессиональное окружение для обмена опытом. О том, как это было, он рассказал в интервью Ксении Довыденковой.

— Вячеслав, расскажите для начала, кто такой моушн-дизайнер, чем он занимается?

— Моушн-дизайнер – это человек, который оживляет статичную графику с помощью специальных программ, добавляет в нее движение и доносит аудитории определенные смыслы в коммерческих (рекламная, пиар-, ивент- и киноиндустрия) или некоммерческих (цифровое искусство) целях.

— Вам что ближе – коммерция или искусство?

— В основном, я занимаюсь коммерческим моушн-дизайном. В коммерции требуется четкий посыл, четкий месседж. На этом и строится моя работа. Мне важно создавать качественную и экспрессивную графику, которая сможет понятно доносить определенные идеи. В искусстве ты больше сосредоточен на форме, и по большей части эта форма размывает смысл. Хотя от арт-директоров агентств, за проектами которых слежу, я слышал иное: чтобы быть настоящим профессионалом и развиваться в дизайне, нельзя делать только коммерческие проекты. Ведь в таких проектах ты всегда в рамках, у тебя всегда есть техническое задание, определенные требования, правки. Очень важно иногда делать некоммерческие проекты. Таким образом у тебя появляется больше свободы, ты, заставляешь мозг думать иначе, делаешь что-то необычное. Такая практика очень важна.

— Каким был ваш самый интересный некоммерческий проект?

— Сейчас трудно найти время на полноценные творческие проекты, не связанные с работой. Обычно стараюсь выражать себя через моушн и 3D-графику в своих соцсетях. Вообще, первым таким творческим проектом была 3D анимация для игрового лагеря «Нить Ариадны». Я съездил на смену, посвященную книге «Дом, в котором…» Мариам Петросян, а когда вернулся, решил поделиться впечатлениями с помощью видео: создал свою интерпретацию таинственного леса Изнанки, домов-расчесок, а также воссоздал на экране обложку книги – мой любимый момент этого проекта. После публикации видео, в том числе в сообществе лагеря, я получил очень теплую обратную связь, которая вдохновила меня продолжать развиваться в моушн-дизайне и искать креативные, творческие решения даже для самых простых и конкретных задач.

— С чего началось ваше увлечение моушн-дизайном?

— С желания разнообразить мероприятия того же игрового лагеря, в который я ездил. Мы организовывали встречи между сменами. В 2020 году, в доме культуры, который лагерь арендовывал для встреч, повесили огромный экран, на который нужно было что-то выводить. Я вывел туда логотип, и у меня появилась мысль о том, что он будет гораздо интереснее смотреться в движении, что анимация вызовет у ребят более яркие впечатления и сделает встречу более запоминающейся. Именно с этого начались мои первые эксперименты в моушн-дизайне. Также в коллективе, который создавал такие встерчи для лагеря, была девушка, Ася, которая очень круто рисовала. У нашего отряда была своя легенда, и мы решили визуализировать ее с помощью анимации. Ася нарисовала очень красивые иллюстрации, мы «распилили» их по слоям, а я анимировал и свел все в единый видеоряд. Получился небольшой и атмосферный мультик. Это была первая командная и целостная работа, которая дала очень много вдохновения.

— Что было дальше?

— Затем 2021 год, студия творческого мышления «YOUMEDIA», где в мои навыки поверили и дали первую коммерческую задачу: создание ролика для Всероссийского фестиваля «YOUPITER». В этом году я тоже делал видео для открытия этого фестиваля и получил возможность проследить, как в целом мне удалось продвинуться в моушн-дизайне и над какими моментами стоит еще поработать. После были чаты «Вся творческая работа» и тому подобные в Telegram (фриланс). Затем я вообще переключился на монтаж видео выпускных и дней рождений, бывает и такое. Возникла пауза в моушн-дизайне, так как я подумал, что монтаж – дело более прибыльное. Но когда исследовал рынок и выяснил, насколько моушн востребован, то стал заниматься только им. Уже без сомнений и с твердым желанием делать круто и красиво. Видеограф, с которым я работал, специализировался на клипах и танцевальных фестивалях в Петербурге. Я очень признателен ему за доверие и опыт, мы сотрудничаем до сих пор. Фестивалям нужны интересные и яркие интро в качестве фона на сцене. Такая работа делается за три часа и стоит от 1,5 тысяч рублей в то время, как на монтаж одного выпускного могло уйти несколько дней, после чего приходило еще множество правок от заказчика.

Теперь я работаю в «FPR». На этот этап я перешел, потому что понял, что не хочу искать заказчиков самостоятельно, а хочу еще больше сконцентрироваться на своем развитии в моушн-дизайне. В агентстве у тебя всегда есть работа в отличие от фриланса. Между тобой и заказчиком есть менеджер, который синхронизирует работу, общается с клиентом, а тебе присылает техническое задание и необходимые материалы, все удобно и отлажено. В день я могу выполнить задачи, например, для четырех разных заказчиков, поэтому не возникает ощущение рутины, всегда есть место новому опыту. А еще коллеги – это отдельная тема – очень вдохновляет их поддержка и желание постоянно развиваться не только в основной, но и смежных областях!

— Какую роль Клиника коммуникационных проектов СПБГУ сыграла в вашем профессиональном росте?

— Клиника оказала поддержку. Очень круто, что преподаватели Клиники следят за тем, что ты делаешь и всегда поддерживают. Клиника дала пространство для практики и почву для создания проектов, которые разнообразили мое портфолио. Например, несколько роликов о сотрудничестве Клинки с ГК «Росэнергоатом».

Курс «Школа моушн-дизайна», который проходил в Клинике, познакомил меня с классным специалистом. Я до сих пор поддерживаю с ним контакт. Новые знакомства очень важны, а в сфере дизайна – особенно! Сейчас сложно придумать что-то новое, постоянно приходиться что-то переосмыслять, заново изобретать, а что-то синтезировать иначе. Люди, у которых рождаются креативные концепции, всегда заряжают, вдохновляют. Очень важен такой обмен опытом.

— Какой самый яркий кейс был у вас в работе с Клиникой?

— 2D ролик для проекта «Я-бренд». Я сделал сценарий и нашел очень энергичную барабанную отбивку, которая легла в основу этого видео, для классной озвучки привлек одногруппника Андрея Ботарева. За два дня получилась действительно целостная рекламная работа. Второй проект – 3D ролик о клубных редакциях Клиники. На тот момент я прошел курс по 3D, мне было важно отследить свой прогресс и сделать комплексный проект.

— Как вы попали на работу в коммуникационное агентство? Сложно ли сегодня найти работу студенту?

— Вообще мысль о том, что агентства – это место, где мне было бы здорово поработать, началась с «ONY». Дизайнеры этого агентства выступают жюри на Всероссийских и Международных дизайнерских конкурсах. «ONY» работало над рестайлингом «Яндекс.Такси», «Тинькофф», «МТС». С 2021 года я начал следить за проектами этого агентства. Как оказалось, крутой контент можно сделать, в основном, командными усилиями. Когда несколько мастеров собираются и продумывают концепцию, она будет на порядок выше по качеству задумки и исполнению.

Мои практические шаги начались с того, что я узнал, какие вообще агентства существуют в Санкт-Петербурге. С помощью «VC.ru», «Тинькофф Журнала» и других ресурсов я научился писать мотивационное письмо. Затем сдул пыль со своего сайта-портфолио на тильде, в очередной раз его переверстал и разослал в несколько компаний, но либо не получал ответа, либо писали: «А, вы студент? Так мы вам обязательно перезвоним». Со временем я решил сменить стратегию и стал писать не о работе, а о желании попасть на стажировку, и это сработало. Я еще раз переверстал портфолио, добавил в резюме актуальные проекты, написал мотивационное письмо, и через несколько недель мне пришел ответ с предложением пройти стажировку в «F P R agency». Уже через четыре дня мы начали работу над первыми задачами.

— Что входит в ваши обязанности в агентстве? Над какими проектами вы работаете?

— Есть базовые задачи, которые делаются быстро и на постоянной основе, обычно они связаны с созданием и оформлением графики для рилс и сториз. Есть кропотливые задачи, например, анимация стикерпаков или создание выверенных статичных 3D-композиций. Есть и большие проекты, которые я очень люблю. Это работа с шоурилами, промороликами, эксплейнерами и продуктовой анимацией, как в 2D, так и в 3D. Также мы делаем множество креативов для Telegram. Когда нужно, чтобы какой-то пост в большей степени привлек внимание, я анимирую подготовленные дизайнерами композиции.

— Работа в сфере дизайна – это, на мой взгляд, довольно субъективный процесс. У каждого свои вкусы и предпочтения. Как оценить работу моушн-дизайнера с профессиональной точки зрения?

— Важно понимать, какой вклад моушн привнес в дело заказчика, как он отразился на количестве целевых для него действий: просмотров, кликов, переходов, заказов и прочего. Например, мы месяц без рекламы, через сарафанное радио, продавали чай и продали 10 упаковок, потом провели исследование аудитории и сделали качественный рекламный ролик, загрузили его в социальные сети и продали уже 110 упаковок чая. Получается, что креативная концепция может существенно повысить продажи, ведь одна из основных целей моушена – сделать продукт более узнаваемым, ярко показать и креативно рассказать о нем.

— Не боитесь ли вы, что в связи со стремительным развитием нейросетей, специалисты в области моушн-дизайна в скором времени не будут так востребованы?

— Я скажу больше, я очень жду, когда в Affter Effects, программе, в которой я работаю большую часть времени, появятся нейросети. В моушн-дизайне есть, в том числе, и рутинные задачи. Например, нужно анимировать титры. В первоначальном варианте нужно создать шаблон анимации текста и потом эту анимацию размножить, постепенно должны появляться одна строчка, за ней вторая, и таких строчек 15. Нейросети позволяют анимировать текст сразу, тебе не нужно делать шаблон и подгонять ключи по времени самому. Таким образом вырастет производительность труда дизайнеров, поскольку на рынках креативной индустрии все-таки больше важна идея. В XXI веке те, кто идеи предлагает, обслуживает, может воплотить и нести за них ответственность, находятся у руля. Техническое исполнение все больше будет брать на себя нейронка. Не стоит этого бояться, ведь вокруг нас постоянно что-то меняется, но со временем эти перемены делают нашу жизнь более разнообразной.

— Дайте совет студентам, которые не знают, как себя продвигать и монетизировать свои увлечения?

— Я не стремлюсь давать советы, так как сам каждый день узнаю что-то новое и формирую свой опыт. Путь каждого человека очень индивидуален, поделюсь лишь своими наблюдениями. Если вы хотите развиваться в дизайне, то в первую очередь, прочитайте книгу Майкла Джанды «Сожги свое портфолио!». Она сформировала мое отношение к работе, подсветила основные трудности и красные флаги, с которыми сталкивается любой дизайнер. Далее не только для дизайнеров: отрефлексируйте то, чем занимаетесь каждый день, какие занятия приносят больше впечатлений и удовольствия. Поймите, что максимально ценного в сфере, которая кажется вам интересной, вы можете предложить клиентам, почему они должны обращаться именно к вам? Подумайте (лучше с блокнотом и ручкой), что получается у вас лучше всего и как можно это совместить с тем, что вам интересно? Поставьте себе конкретную цель, пусть даже небольшую, активно смотрите по сторонам, не забывайте про соцсети и ищите возможности. Затем переходите к планированию более конкретных шагов. Поймите, какой информации вам не хватает? Возможно, нужно с кем-то стоит пообщаться. Так, например, у Клиники появляется все больше интересных проектов и выходов к экспертам из разных областей. И опять же, сила интернета (в нем можно найти все) и сила общения. Последнее двигает и мир, и наши карьеры.

Беседовала Ксения Довыденкова

2 октября 2023

Ответственный за содержание: Директор Клиники коммуникационных проектов СПбГУ Е. А. Шаркова
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: comm_clinic@spbu.ru.

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль