Санкт-Петербургские ведомости: Сергей Ильченко о фильме «Одиннадцать молчаливых мужчин». 9 марта 2022 года

Дата: 9 марта 2022 года

Источник

Спорт номер один. О чем рассказывает фильм «Одиннадцать молчаливых мужчин»

На экранах кинотеатров — фильм Алексея Пиманова «Одиннадцать молчаливых мужчин», посвященный серии товарищеских матчей московского «Динамо» с футбольными клубами Великобритании осенью 1945 года. Эта история — одна из ярких страниц в летописи отечественного «спорта номер один». О ней уже немало рассказано в мемуарах, есть значительный архив кинохроники. Но вот мы встречаемся с самостоятельной киноверсией тех событий.

Очередной спортивной драмой о спортсменах и событиях в спорте из советского прошлого сегодня зрителей не удивишь. Сложилась даже определенная мода. Или, как нынче принято говорить, тематический тренд. Новый фильм вполне ему соответствует. Однако Алексей Пиманов — опытный продюсер и режиссер. А с учетом его склонности к остросюжетным коллизиям (все‑таки четверть века он ведет на телевидении программу «Человек и закон») мы получили жанровый симбиоз, в котором предпринята попытка «расцветить» главный сюжет про футбол инкрустациями в виде любовной мелодрамы и уголовной интриги вокруг подпольного тотализатора.

Понятно, что рассказать обо всех одиннадцати членах команды «Динамо» подробно было невозможно: Пиманов не снимал сериал и был ограничен продолжительностью односерийного полнометражного фильма. Поэтому в центре внимания оказалось лишь несколько реальных фигур: тренер команды Михаил Якушин (Павел Трубинер), футболисты Всеволод Бобров (Макар Запорожский) и Константин Бесков (Дмитрий Белоцерковский). Немного странной выглядит в картине роль радиокомментатора Вадима Синявского (Павел Крайнов), который почему‑то оказался едва ли не главным идейным вдохновителем динамовской команды. Этот персонаж авторы фильма также наделили амурной интригой, придумав роль некой сотрудницы посольства Виктории Стрелковой (Евгения Лапова). Эта бывшая военная разведчица лихо сокрушает преступные замыслы британских криминальных элементов.

А еще нам показывают продажную сущность западных журналис­тов, готовых на все ради дешевой сенсации. Именно такова обольстительная красотка Эбби (Алена Коломина), которая будто по ошибке забрела в кино про советских футболистов из какого‑нибудь раннего фильма про Джеймса Бонда. Именно эта дамочка пытается соблазнить нашего Всеволода Боброва, который (по версии Алексея Пиманова) едва не стал перебежчиком. Причем вербовка звезды советского футбола происходит прямо во время его любовного свидания с Эбби — в интимной обстановке по традиционной шпионской схеме, отработанной десятилетиями и не однажды показанной в кино.

Надо ли объяснять, что свидания как такового вообще и быть не могло, так как наша делегация в той знаменитой поездке находилась под плотной опекой соответствующих «тренеров в штатском». Даже поцелуев быть не могло. И не было. Поэтому и назвали «молчаливыми мужчинами» наших футболистов британские «акулы пера», удивленные их нежеланием свободно общаться с представителями буржуазной прессы.

Контрастом к амурным похождениям отечественной футбольной звезды по фамилии Бобров выглядят сердечные страдания персонажа по фамилии Бесков. Он постоянно звонит по телефону из Великобритании в Советский Союз и молчит в трубку. А на том конце провода тревожится его будущая жена (Ольга Лерман). И здесь мы вступаем на зыбкую почву исторических неточностей, потому что дозвониться свободно в Лондон в 1945 году было не так просто, как нынче с помощью мобильника…

Так и навешиваются «пять пудов любви» на спортивный сюжет картины. Причем из четырех сыгранных в Соединенном королевстве футболистами «Динамо» матчей толком показаны только два…

Наверное, наивно требовать от подобных картин про славное прошлое отечественного спорта бытовой и исторической точности. Но трудно сдержать улыбку, узнавая в кадре Николаевский дворец на площади Труда, выдаваемый за первоклассный лондонский отель. Или видеть привычные пейзажи петербургских пригородов, играющие роли британских парковых кущ. Впрочем, и это в традиции нашего кино, когда Бейкер-стрит снималась на Петроградской стороне.

И все же не будем слишком строги. Наверное, стоит порадоваться тому, что все‑таки снят фильм, который еще раз демонстрирует те моменты отечественного спорта, которыми мы можем гордиться. В том турне футболисты «Динамо» два матча выиграли и две встречи свели вничью. По сути, благодаря этому успеху была открыта дорога нашей стране в состав ФИФА. Правда, на свой первый чемпионат мира по футболу сборная Советского Союза отправилась только в 1958 году. И в ее составе были уже другие герои футбола.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 41 (7124) от 09.03.2022 под заголовком «В футбол играют молчаливые мужчины».

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль