Санкт-Петербургские ведомости: Сергей Ильченко о фильме «Лед-2». 26 февраля 2020 года

Санкт-Петербургские ведомости: Сергей Ильченко о фильме «Лед-2»

Дата: 26 февраля 2020 года

Источник

Текст: Профессор СПбГУ Сергей Ильченко (кафедра телерадиожурналистики)

В отечественном прокате успешно демонстрируется фильм Жоры Крыжовникова «Лед-2». Он установил рекорды по сборам в первый день проката и по предпродажам билетов.

Новый постановщик эффектно подхватил эстафету трогательной семейной истории у Олега Трофима, режиссера вышедшего в 2017 году фильма «Лед».

Новая лента продолжает приключения его экранных героев - хоккеиста Саши Горина (в этой роли Александр Петров) и его возлюбленной Надежды (Аглая Тарасова).

Каждый значимый персонаж в новом фильме обрел свой ударный вокальный эпизод. Крыжовников предложил иллюстрировать чувства с помощью российских хитов разных времен - от «Прекрасного далеко», «Аллилуйи любви» и «Тополиного пуха» до «Нас не догонят» группы «Тату» и «Сансары» Басты. Экранные номера, поставленные на музыку известных зрителям песен, выглядят как полноценные киноклипы, каждым из которых можно любоваться в отдельности.

И если в первом фильме о борьбе и преодолении неизвестные вокальные номера выглядели немного искусственно, то Жоре Крыжовникову (создателю успешной комедии «Горько!») удалось преодолеть условность подобного соединения: житейской мелодрамы с жестким социальным контекстом и музыкальной сказки, возвышенной романтической мечты восьмилетней Нади, дочки главных героев (Виталия Корниенко).

Родная мама исчезает из жизни ребенка и из сюжета фильма в самом его начале. И на это место появляется претендент - тренер Ирина Сергеевна Шаталина. В этой роли вновь Мария Аронова, героиня которой в первой картине сделала все, чтобы Надя-старшая стала звездой фигурного катания. Спортивная победа обошлась очень дорогой ценой, но, как мы видим в продолжении истории, герои в результате обрели свою любовь, которая и движет интригу в ленте «Лед-2». В принципе перед нами вторая серия дилогии о спорте, любви и семье.

Смотреть нынешний фильм без знания сюжета предыдущего поначалу затруднительно, но постепенно зрители втягиваются в трогательную историю огромной любви между отцом и дочкой. Мужчина, потерявший жену, безумно боится потерять и дочь, а потому старается оградить девочку от малейших рисков. Лед - скользкий, ребенок может упасть, получить травму и разбить себе жизнь, как это случилось с его матерью. А сердце девчушки разрывается между страстью к фигурному катанию и любовью к папе с его нервами и фобиями.

Возникающий конфликт интересов усугубляется фактическим крахом спортивной карьеры хоккеиста Горина. Александр Петров сумел сохранить характер своего персонажа в неприкосновенности, оставив его столь же решительным, стремительным и преувеличенно эмоциональным, как и в предыдущем фильме. Хотя его импульсивный герой переживает тяжелые драмы, потеряв не только любимую женщину, но и любимый хоккей. А вот Марии Ароновой было весьма нелегко, ей пришлось смягчать образ своей героини, «железной леди фигурного катания». Мастерство и опыт актрисы сделали свое дело: перед зрителями не просто тренер-звезда, а одинокая женщина, которая хочет помочь строптивому папе-одиночке. Именно тренер ставит девочку на тот самый лед, который может сломать и забрать человека целиком, а иногда стать смыслом его жизни.

Нынче из многочисленных сюжетов в СМИ о страстях, бушующих в этом виде спорта (особенно в женском одиночном катании), публика получила достаточно информации, чтобы составить представление об истинной цене побед и поражений, а то и уходов со льда. Авторы фильма не ставили себе подобных «разоблачительных» задач. Но им удалось важное: заставить публику сочувствовать тем, кто переживает потери - в семье или в спорте.

Авторы фильма, безусловно, знают, как вызвать у зрителей слезы, как заставить зал сопереживать героям, особенно девчушке, осиротевшей в момент своего рождения. Драйв спортивных эпизодов вполне сочетается с трогательными моментами отношений отца и дочери или с жесткостью сцен с участием сотрудников ювенальной юстиции или других представителей государственной машины.

В истории кино немало фильмов, в которых именно образ отца, обладающего сложным характером, воплощает истинно семейные ценности. Теперь к этому перечню прибавился зрелищный и романтичный «Лед-2». Причем Жоре Крыжовникову удалось избежать того визуального противоречия, которое не давало многим до конца воспринимать первый «Лед» как реальную историю. Нынче даже забываешь о настоящем расстоянии от Иркутска до озера Байкал (а это 200 км), на льду которого время от времени оказываются герои картины.

Развязка истории не выглядит розовым голливудским финалом со слезами на глазах и радостным волнением в груди. Она во многом соответствует тому, что может случиться с человеком, который попадает на скользкий и хрупкий лед любых отношений - и в фантазиях, и в мечтах, и в жизни. Эта музыкальная мелодрама не претендует на точный диагноз социальных проблем, но зрители, которые так охотно приходят в кинозал, получают важную возможность - сочувствовать, сопереживать и надеяться.

Вполне может статься, что экранные судьбы полюбившихся героев продолжатся и они снова выйдут на лед. Под номером три.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 034 (6632) от 26.02.2020 под заголовком «Спорт, любовь и фантазия».

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль