Эпоха пластмассовой журналистики

Эпоха пластмассовой журналистики

Много лет одним из главных постулатов профессии было утверждение, что журналиста кормят ноги. Потому что со времен Гиляровского, а то и раньше, основным хлебом журналиста была новость. Увиденная или подсмотренная, услышанная или подслушанная, добытая многочасовыми скитаниями, новость была его вожделенной добычей. Теперь новость – удел Интернет. А журналист, если и бежит, то не ногами по тротуарам, а курсором мышки по полосе прокрутки. По мнению главного редактора журнала «Огонек» Виктора Лошака, настала эпоха пластмассовой журналистики.

Ключевая тема профессиональной дискуссии журналистов России и Германии, состоявшейся в рамках работы секции «СМИ» Международного форума «Петербургский диалог» - непростые взаимоотношения печатных и электронных СМИ в неуклонно глобализирующемся мире. Среди участников секции, работа которой проходила на факультете журналистки СПбГУ были главный редактор газеты «Райнишер Меркур» профессор Михаэль Рутц, профессор Йенс Венланд, директор Свободного Российско-Германского института публицистики, Матиас Шепп, руководитель московского офиса «Дер Шпигель», главный редактор журнала «Огонек» Виктор Лошак, главный редактор газеты «Известия» Владимир Мамонтов, корреспондент северо-кавказского бюро НТВ Александр Сладков, популярный ведущий ВГТРК Сергей Брилев и др.

Убьет ли Интернет печатную газету, или эти два явления мира масс-медиа найдут возможность сосуществовать, гармонично дополняя друг друга - над этим вопросом размышляли руководители крупных медиа-холдингов России и Германии.

– Кошмар любого современного редактора, ужасная мысль – как сделать новость интересной через неделю, - говорит главный редактор «Известий» Владимир Мамонтов, - сегодня новости не читают в газетах, их смотрят в Интернете, в том числе и сами журналисты. Поэтому единственный шанс привлечь внимание читателя к газете - не просто дать новость, а представить развернутый и профессиональный комментарий, дать трактовку событий. Для того, чтобы дать читателю такую оригинальную и сильную аналитику, изданию необходимо иметь штат быстро реагирующих, талантливых комментаторов. Борьба за читательский интерес идет всегда, и проблема взаимоотношений газеты и Интернет отчасти проблема надуманная, так как есть простое решение технического свойства – сочетать в рамках единой холдинговой структуры печатную и электронную версии издания.

Экономический интерес издателя здесь будет балансировать между двумя этими проектами по принципу «проиграем там, выиграем здесь». И несмотря на то, что Интернет существенно затрудняет жизнь печатных изданий, почти не оставляя возможности получить совершенно оригинальную информацию из первых рук, новость была и останется основой журналистики. Но только эксклюзивная новость – возможность журналиста лично быть там, где кроме него никого нет.

С такой оценкой согласился и главный редактор «Огонька» Виктор Лошак, отметив, что «пластмассовая журналистика» - т.е. творчество, которое строится на интерпретации Интернет-новостей и журналист, который смотрит на мир через монитор компьютера – никогда не выживет с рынка журналистику живую:

– Тот, кто вместо составления компиляции Интернет-источников едет сам на место, где происходят описываемые события, связывает свое творчество с живой жизнью. И тем всегда будет интересен читателю. В этом можно видеть залог того, что печатная журналистика пока не собирается никуда исчезать, страх перед давлением очередного технического новшества не обоснован. Такие примеры уже были в истории – когда начало работать радио, забастовали часовщики – потому что решили, что радио, передающее сигналы точного времени, окончательно отнимет у них средства к жизни. Но, как видим, этого не произошло…

Согласно статистическим данным, которые обнародовали немецкие коллеги, тенденции современного газетного рынка таковы, что экономическая роль стоимости рекламы в издании постепенно падает, решающим фактором рыночного успеха печатных СМИ становится подписка и розничная продажа. А, значит, возрастает роль и значение журналистского мастерства. Причем в России это дополняется еще и отмеченной исследователями общественного мнения склонностью к персонифицированному восприятию источников информации.

Российский читатель, как утверждает статистика, желал бы, чтобы на страницы газет вернулась хорошо, казалось бы, забытая передовая статья. Рассуждение о наиболее острых политических событиях «от первого лица», причем желательно от лица главного редактора или издателя, авторитетного эксперта, мнению которого можно было бы доверять. А пока практика руководящих передовиц не вернулась на просторы отечественной журналистики, стремление читателя «посмотреть на мир глазами эксперта» реализуется в том, что люди читают те или иные издания не потому, что им интересна газета в целом, а потому, что они хотят ознакомиться с комментарием конкретного автора – ведущего определенной рубрики или штатного аналитика. Такая ситуация заставляет руководителей печатных СМИ предельно тщательно подходить к проблеме отбора авторов. В этом ключе издатели, конечно, не обошли стороной проблему подготовки журналистских кадров. Впрочем, помимо непродолжительного сетования на слабый профессионализм и низкий уровень политической грамотности современных журналистов, никаких конкретных претензий и предложений не прозвучало. Представители молодежных СМИ отчасти вступились за журналистские кадры, отметив, что некомпетентность в вопросах политики – беда не только журналистов, но и всего молодого поколения в целом. Молодежь Европы совершенно деполитизирована и вовсе не подвержена влиянию печатных СМИ – современные юноши и девушки не читают газет, а в Интернете ищут не новости политики, а развлечения, игры, знакомства, общение в рамках социальных сетей. Поэтому корифеи немецкой и российской журналистики пришли к выводу, что в целом успех или неуспех СМИ будущего все-таки будет зависеть от того, сумеют ли журналы и газеты перейти от практики создания простого электронного аналога печатной газеты к разработке полноценных интерактивных сервисов, смогут ли газетчики полноценно освоить пространство «одноклассников» «контакта» и «лайфджорнал», став полноправными жителями виртуального мира.

Ольга Кругликова, корреспондент интернет-портала "1-линия"

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль