ПЕРВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ СТАНОВЛЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ. У ИСТОКОВ

В годы Великой Отечественной войны очень расширившаяся военная печать призвала в свои редакции большую часть советских журналистов, до этого работавших в гражданских газетах и журналах. И не только она — многие из них тогда стали командирами или рядовыми бойцами, участниками партизанских отрядов и подпольных групп. В газетах и журналах тыла поэтому действовали очень сократившиеся коллективы нередко с совершенно неопытными сотрудниками. Число же, периодичность, объемы и тиражи сохраненных изданий были сведены к минимуму, хотя задачи их оставались не менее ответственными.

По мере освобождения наших территорий от войск немецко-фашистских оккупантов и приближения Победы возрождались прекратившиеся на захваченных врагом землях газеты, а потом и постепенно восстанавливались периодичность и объемы всех органов печати. В 1946 году в стране уже издавалось более 7000 газет и 900 журналов. В связи с этим требовалось увеличивать и число их сотрудников. Проблема кадров гражданской печати и уже получившего большое развитие радио, а затем — и телевидения приобрела особую остроту еще и потому, что армейская печать в это время почти не сокращалась, так как в условиях вполне вероятного возникновения новых военных конфликтов (при возрастании агрессивности бывших наших союзников — США и Англии) Советскую Армию приходилось сохранять в необходимых размерах и готовности. Кроме того, немало журналистов осталось на полях сражений. Другие сменили профиль своей деятельности или достигли преклонного возраста, уходили из журналистики после ранений или болезней.

Стоявшая же тогда у руководства страной Коммунистическая партия одно за другим принимала решения, направленные на улучшение содержания, организационного и технического уровня газет и журналов, требовала повышать качество всей деятельности редакционных коллективов. Естественно, при этом не могла оказаться вне ее внимания и проблема подготовки новых кадров журналистов. Но к тому времени существовавшая система журналистского образования оказалась фактически разрушенной. Два крупнейших специальных учебных заведения – в Москве и Ленинграде — перестали существовать: Московский государственный институт журналистики (ГИЖ) был закрыт еще в 1938 году, а Ленинградский коммунистический институт журналистики им. В.В. Воровского (КИЖ) прекратил свое существование во время войны. Его помещение вместе с мощной типографией присвоила какая-то организация, а богатую библиотеку — педагогический институт им. А.И. Герцена, откуда нам потом с большим трудом удалось возвратить лишь кое-какую специальную литературу и комплекты журнала «Рабоче-крестьянский корреспондент».

Все надо было начинать с начала, но для этого нужны были здания, оборудование, преподаватели — требовались огромные затраты, а где было все это взять после невероятно тяжелой и опустошительной войны? Проблему нашли возможным решить с помощью университетов: готовые помещения, преподаватели, библиотеки, издательские возможности и т.д. Тем более, что пример и опыт подготовки журналистов в системе университетов уже был — в Свердловске и Алма-Ате существовавшие ГИЖи еще до войны влились в местные университеты и были единственными учебными заведениями, которые не совсем прекратили эту свою деятельность.

Подготовка журналистов ранее велась и в Ленинградском университете. В 1925 году на факультете языкознания и материальной культуры (так тогда назывался филологический факультет) читались лекции по наборному делу и существовал специальный кабинет книговедения. По учебному плану студентов славянского отделения знакомили с историей публицистики, критики и журналистики. На 3 и 4 курсах по 4 часа в неделю предусматривалось изучение студентами славянского и балтийско-финно-угорского отделений редакторского дела, включавшего занятия по литературной критике и книговедению (на 3 курсе) и по газетному и печатному делу (4 курс). Студенты 4 курса факультета языкознания и материальной культуры кроме педагогической проходили журналистскую и издательскую практику. Профессор Л.К. Ильинский читал лекции по «Теории и практике газетного дела» и «Истории русской критики и журналистики», вел редакционный практикум. Профессор В.Е. Евгеньев-Максимов читал курс «Н.А. Некрасов и его журналистика», руководил семинарскими занятиями по изучению русской журналистики 40-60-х гг. XIX века. В кабинете книговедения подготавливали иллюстративный материал для курсов книговедения и библиотековедения. Студенты имели возможность ознакомиться здесь с практикой набора, образцами типографской продукции разных времен, различными способами иллюстративной техники.

В 1926 году в Ленинградском университете была создана специальная кафедра газетного дела, а всесоюзный журнал «Журналист» (№12) сообщил, что на пленуме центрального бюро журналистов уже тогда ставился вопрос о создании здесь факультета журналистики. Такое предложение, видимо, рассматривалось и в вышестоящих инстанциях, ибо 14 февраля1927 года на заседании ученого совета факультета языкознания и материальной культуры был представлен доклад о результатах обсуждения этого вопроса в главном управлении профессионального образования страны. В числе намечаемых специализаций была названа и специализация по редакционно-издательскому делу. В связи с этим в протоколе заседания указывалось: «Для получения практики по данным специальностям необходимо прикрепление (студентов-практикантов) к… Госиздату, редакциям газет и журналов» (Центр. Гос. архив С.-Пб. ф. 7240 № 200. Л. 31). На следующем заседании (18 февраля), рассматривая вопрос о направленности и характере подготовки студентов славянского отделения, ученый совет обращал внимание и на специализацию по журнально-издательскому профилю, организацию практики для них в издательствах, редакциях газет и журналов.

Хотя в ноябре 1927 года из-за недостатка средств кабинет книговедения и библиотековедения пришлось закрыть, подготовка работников для печати не прекратилась. Более того, в феврале 1928 года, решая вопрос об увеличении количества часов в неделю (с 5 до 9) для кафедры русской литературы, ученый совет делал это с целью введения курсов по книговедению, газетному и печатному делу. В сентябре того же года было решено увеличить число часов на практикумы «Печатное дело» и «Газетное дело», а на 3 курсе открыть специализацию по этим предметам. Кроме того, организовывались занятия по газетному и книжному делу. В дополнение к педагогической вводилась редакционно-издательская практика. Студенты факультета, специализировавшиеся в области газетного дела, могли заниматься в кружке по профилю, которым руководили наиболее опытные и авторитетные журналисты. В обсуждении вопросов, связанных с организацией журналистской подготовки на факультете, активное участие принимали такие известные ученые, как Л.В. Щерба, Б.В. Томашевский, В.Е. Евгеньев-Максимов и др.

Осуществлявшаяся профессиональная журналистская подготовка в Ленинградском университете обеспечила выпуск многих работников печати, ряд из которых — О.Ф. Берггольц, И.К. Авраменко, П. Журба (П.Т. Скрипников) и др. — приобрели известность и как писатели. Не случайно поэтому конференция работников комсомольской печати, проходившая в 1930 году, постановила открыть здесь подготовку журналистов специально для молодежных изданий. Редакциям комсомольских газет для поступления в университет поручалось подготовить в том же году группу рабочих-юниоров.

В это время на факультете велась довольно активная работа по изучению истории и практики журналистики.

В 1925 году при научно-исследовательском институте сравнительного изучения литератур и языков Запада и Востока особая группа ученых разрабатывала вопросы истории журналистики, публицистики и критики. Она особенно активно занималась критико-библиографическим описанием журналов XIX века, начало чему было положено еще в 1917 г. группой молодых ученых, среди которых были Евгеньев-Максимов и Ильинский. В 1926 году она создала специально подготовленную ими «Инструкцию по описанию журналов XIX века». Ее участники разрабатывали также отдельные темы, посвященные крупнейшим изданиям и издателям — «Современнику» и «Отечественным запискам», М.Е. Салтыкову-Щедрину и Н.А. Некрасову. Планировалось изучить еженедельники 1905-1907 гг., журналы 1901-1927 гг. Во главе этой группы, кроме Евгеньева-Максимова и Ильинского, были и такие крупные специалисты, как В.С.Спиридонов и А.Г.Фомин. Вместе с тем Ильинским был подготовлен обстоятельный справочник изданий 1917-1918 гг., который вышел в свет в 1922 году и многие годы оставался единственным пособием о печати тех лет. Ильинский подготовил еще краткое описание содержания первых советских журналов. Уже набранное, оно, к сожалению, почему-то не увидело света (сохранилось в рукописном отделе Публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина). Членами этой группы были созданы такие исследования, как «Очерки по истории социалистической журналистики России XIX в.», «Из прошлого русской журналистики» и трилогия о «Современнике» В.Е. Евгеньева-Максимова, а затем — первый том крупного коллективного труда «Очерки русской журналистики и критики». Представленный в издательство в начале 1941 года, из-за вскоре начавшейся войны он увидел свет лишь в 1950 г. Работа же над вторым томом по той же причине была приостановлена.

При реформировании факультета языкознания и материальной культуры в Ленинградский институт философии и литературы (ЛИФЛИ), затем — в филологический факультет такая специализация в учебных планах уже не значилась. Во всяком случае, при поступлении на только что преобразованный из ЛИФЛИ филологический факультет в 1939 году я такой специализации не обнаружил. Поступил на английское отделение, хотя очень хотел бы учиться журналистике, так как давно тянулся к ней и практически был связан с газетой. Для поступления же в КИЖ я не имел обязательных для этого рекомендаций.

Пример и опыт Свердловского и Алма-Атинского, а также Ленинградского университетов, ограниченность средств и других возможностей указывали на университеты как наиболее реальные базы подготовки журналистов. Тем более, что в предвоенные годы и сохранившиеся ГИЖи переводились с 2-х на 4-х летнее обучение и по уровню образования подтягивались к высшему.

30 октября 2012
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Проректор по научной работе С. В. Аплонов.
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: s.aplonov@spbu.ru