Подшивалов Н. А. Как Б. А. Вяземский за оценку извинялся…

Впервые опубликовано: Классный оформитель. СПб., 2004. С. 14–15.

– Билет номер . – Студент П. просматривает вопросы. – Я готов отвечать, без подготовки.

Б.А. Вяземский записывает в экзаменационную ведомость данные, смотрит на студента и спрашивает:

– Что не идете готовиться? – Бросил взгляд в зачетку. – Николай Андреевич, не ваш билет попался? Хотите поменять?

– Зачем менять? Я же сказал, что готов отвечать этот вопрос без подготовки.

Многое бывало у Бориса Аркадьевича за годы преподавания на факультете: и слезы девчонок, и «суперзасекреченные» шпоры, и истории про больную маму, которая не переживет оценку «удовлетворительно» в зачетке своего ребенка. Но такое, похоже, в его преподавательской практике было впервые.

– Вы что, хотите сказать, что отлично знаете весь предмет? Идите готовьтесь! А отвечать будет… Тамара Дмитриевна Зайченко.

П. сел за ближайший к экзаменатору стол. А его однокурсница стала отвечать и «поплыла». П. начал ужимками и кивками подавать ей сигналы, что говорит неправильно. Но Тамара ничего не замечала. Зато заметил Вяземский.

– Тамара Дмитриевна, посмотрите на молодого человека. У него нервный тик начинается от ваших неправильных ответов!

Проэкзаменовав еще пару студентов, Борис Аркадьевич пригласил П.

Выслушав ответ на первый вопрос, который Николай выпалил на одном дыхании, экзаменатор высказывает свое замечание:

– Так часто говорите, чтобы я не успел уловить: когда говорите неправильно?

– Нет, я всегда говорю очень быстро. – (А это было действительно так…)

– А вы не спешите. Я успею вас выслушать.

Продолжая отвечать, П. пытается говорить медленнее, но темп постепенно нарастает до обычных оборотов. Б. А. Вяземский прерывает экзаменуемого вновь с тем же замечанием, потом еще пару раз. Затем говорит:

– Отвечаете вы все правильно. Но создается впечатление, что подглядели.

– Зачем же мне это делать? Я же был готов отвечать без подготовки! Могу сразу же отвечать на любой другой билет. К примеру, вот… – с этими словами Николай взял со стола билет, зачитал первый вопрос и в привычном темпе затараторил ответ. И только собрался отвечать на второй вопрос, Б. А. Вяземский сказал:

– А вы знаете, что за повторный билет следует снижение балла?

– Да. Если студент не знает первого билета. Но вы только что говорили, что я ответил правильно. И по ответу на первый вопрос второго билета вы замечаний не делали. Я правильно отвечал?

– Правильно. Но я не давал разрешения на второй билет. Почему вы его взяли?

– Чтобы развеять ваши сомнения и показать, что читаемый вами курс я усвоил. Позадавайте дополнительные вопросы, если сомневаетесь.

– Хорошо. Как вы понимаете термин «круглая на корпусе»?

– Это пробельный материал, шпация, ширина которой равна высоте кегля, девяти пунктам. Ой, что я несу?! Девять пунктов – это же боргез, а корпус – это десять пунктов.

– Ну, вот, – оживился экзаменатор, – оговариваетесь. И мне кажется, что только хотите создать впечатление, что усвоили курс.

– Задавайте еще вопросы, – не сдается Николай.

– Вопрос на засыпку. Назовите пять предметов оборудования наборного цеха, начинающихся на букву «Ш».

– Шрифт, шпоны, шпация, шило, – выпалил П. Задумался на миг, – шкаф!

– Какой такой шкаф? Это то, где хранятся шрифты?

– Нет, шрифты хранятся в кассе-реале. А в шкафах работники наборного цеха хранят личные вещи: одежду, рабочие халаты…

– А что такое шпек?

– Это сверстанная полоса, или целый разворот. Материалы посвящены какой-либо теме или акции, например выборам, и представляют интерес для редакций многих газет.

– А почему не назвали как оборудование? Забыли?

– Потому что по завершении акции, или по мере износа, шпек разбирают. Так что к разряду оборудования шпек относить неправомерно. Это во-первых. А во-вторых, шпек делают только в газетном производстве типографии им. Володарского, а в других – нет.

Б. А. Вяземский задумывается и говорит:

– Ну, что ж, Николай Андреевич, будем считать, что предмет вы знаете. А до университета в типографии не работали? Нет? Тем более – похвально.

Борис Аркадьевич помолчал.

– Но извините меня, пожалуйста. Я не хочу поставить вам пять баллов!

Склонившись над зачеткой, написал в ней «хорошо». Возвращая документ студенту:

– Приятно было с вами побеседовать. Желаю всего самого хорошего!

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Проректор по научной работе С. В. Аплонов.
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: s.aplonov@spbu.ru