ПОДГОРБУНСКИЙ Сергей, основатель и первый директор телеканала «Россия», выпуск 1971 года

ПОДГОРБУНСКИЙ Сергей, основатель и первый директор телеканала «Россия», выпуск 1971 года

Сергей Подгорбунский, академик Международной Академии Телевидения и Радио (IATR), основатель и первый директор телеканала «Россия», выпуск 1971 года

Я счастлив, что оказался в числе «некоторых»

– Сергей Александрович, Вы окончили факультет журналистики в 1971 году. Тогда Вы мечтали о работе на телевидении?

– В те времена на факультете не было отделений – периодики, телерадио и каких-либо других. Меня влекли и газета, и телевидение, и фотография, и кино. После Ленинградского университета я попал в редакцию Республиканского телевидения Казахстана. Думал, «отработаю диплом» и через два года вернусь в Россию: сам-то я родом из Новосибирска.

А задержался на 19 лет, пройдя путь от корреспондента до первого заместителя председателя Гостелерадио Казахской ССР, после чего был переведён в Москву. Восемь лет я работал главным редактором республиканской газеты «Ленинская смена», руководителем студии «Казахтелефильм», заведующим сектором СМИ ЦК Компартии Казахстана…

Когда я только поступил на журфак, доцент Сергей Васильевич Смирнов, обращаясь к первокурсникам, произнёс фразу: «Некоторые из вас станут журналистами». Я счастлив, что впоследствии оказался в числе «некоторых».

– Мы знаем, что с Вашей легкой руки на телевидении появились сериалы «Санта-Барбара», «Петербургские тайны», «Городок», «Маски-шоу». Чем вы занимаетесь в последнее время?

– Последние два года я делал ежедневную монтажную программу на материалах программы «Время» - «Прошедшее время». Получилось 365 выпусков по 30-45 минут на спутниковом и кабельном телеканале «Ностальгия». Теперь занимаюсь литературной и преподавательской деятельностью. Готовлюсь к юбилею телеканала «Россия», который начал вещание 13 мая 1991 года, и который мы умудрились создать за четыре месяца.

– У Вас богатый журналистский опыт. Согласны ли Вы с тем, что журналист должен быть универсальным?

– Ну, универсальность – дело довольно частное. Газета, телевидение, радио, фотожурналистика, – это всё вопрос склонностей. Мне повезло. Во время студенческой жизни довелось получить «закалку» во всесоюзной студенческой газете «Ленинская смена на студенческой стройке», которая в летние месяцы выпускалась в Казахстане руками студентов журфаков МГУ и ЛГУ, Института международных отношений. Главным редактором газеты был аспирант нашего журфака Юра Девяткин. У нас были командировки по всему Союзу, вплоть до Комсомольска-на-Амуре. Возвращаясь в самолёте, ты был обязан написать свой первый материал, и с трапа тебя шофёр вёз не в гостиницу, а в редакцию.

Первая моя заметная работа написана в Алма-Ате (этот город я полюбил со студенческих лет), на второй год после вуза был снят телевизионный очерк «Марат Раджибаев», за который мы с режиссёром Виленом Визильтером удостоились звания лауреатов Всесоюзного фестиваля молодежных телепрограмм в Кишиневе. Кстати, вот ещё яркий пример: Вилен Семёнович учился на тележурналиста, а стал теле- и кинорежиссёром-документалистом. Общаясь с ним, можно ощутить, что такое «блестящий дилетант». Он и прекрасный поэт. А вот первоначальное его образование – инженер-металлург… До сих пор дружим семьями!

– Нынешние студенты имеют возможность практиковаться в факультетской телерадиостудии «Первая линия».

– Я изредка заглядываю на сайт факультета. Знаю и… завидую белой завистью! По-моему, талантливые ребята! Я как-то часа два кряду смотрел их передачи – порадовали! Нам бы в наши годы такие возможности! Мне-то тогда приходилось довольствоваться кинокамерами «Киев 16-С2», «Киев 16- У».

– Как Вы считаете, с течением времени изменятся ли требования к выпускникам факультета?

– Требования к журналисту всегда одни: высокая любознательность, начитанность, широкая эрудиция и владение основами фундаментальных знаний – в областях литературы, политики, искусства, общественных дисциплин в целом, экономики. Я глубокий противник совершенно узкой, если угодно, «технологической» специализации. То есть того, что Карл Маркс называл «профессиональным идиотизмом».

Исторический пример для меня в этом смысле – редактор, полиглот, писатель и журналист Осип Сенковский, которого Вениамин Каверин в своей книге «Барон Брамбеус» определил как «блестящего дилетанта». Почитайте.

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль