МЯЗИН Андрей, гл. редактор журнала «Пятое колесо», выпуск 1986 года

МЯЗИН Андрей, гл. редактор журнала «Пятое колесо», выпуск 1986 года

Андрей Дмитриевич Мязин, гл. редактор журнала «Пятое колесо», выпускник факультета журналистики СПбГУ 1986 года

А. МЯЗИН: К СОЖАЛЕНИЮ, НА ФАКУЛЬТЕТЕ ЖУРНАЛИСТИКИ УЧАТ БЫТЬ СОЛДАТАМИ, А НЕ ГЕНЕРАЛАМИ

Трудно представить себе более нелепую ситуацию: мой собеседник, главный редактор журнала «Пятое колесо», Андрей Мязин лежит на моем диване, обняв моего любимого мишку, и бормочет что-то типа «спрашивайте, девушка, спрашивайте», а я не знаю, как к нему обращаться — на «ты» или на «вы», по имени или по имени-отчеству, Андрей Дмитриевич или просто папа. Он занимается спортом, не ест после шести вечера и буквально вытаскивает булочки у меня изо рта. Но при этом выкуривает по две пачки «Парламента» в день и выпивает пару бутылок пива вечерком. На днях ему стукнуло 42, но он с удовольствием ходит со мной в «Грибоедов», где мои подружки принимают его за моего бойфренда. Но беседа вроде как бы официальная, поэтому мы все же на «вы».

— Я знаю, что «5 колесо» — одно из немногих изданий Санкт-Петербурга, ставшее общероссийским. Один из самых рейтинговых журналов, с оборотом более 1миллиона долларов в год. Неужели после окончания университета мы можем рассчитывать на что-то подобное?

— На первой вводной лекции нам сказали: «Мы не дадим вам никаких знаний. Мы дадим вам лишь представление о них». Я полностью с этим согласен. Я считаю, что мы получили лишь ключик к знаниям. После окончания ЛГУ я мог, положа руку на диплом, с полной уверенностью повторить за Сократом: «Я знаю, что я ничего не знаю».

— Чем вы занимались до поступления в университет и как вообще оказались на Первой линии?

— Первые заметки я написал лет в 15. Мне нравилось «лепить слова», как пластилин, есть в этом что-то магическое и завораживающее. Мне было все равно, что лепить: рассказы, юморески, стихи, статьи, романы. До университета я уже много печатался, зарабатывал журналистикой себе на хлеб в родном городе Липецке. Но никогда не думал, что стану журналистом, так как считал журналистику не более чем ремеслом, способом зарабатывания денег. И поступив на факультет, продолжал писать по ночам свои повестухи и рассказы. Был уверен, что стану писателем, получу Нобелевскую премию. Когда поехал поступать на факультет, редактор областной молодежной газеты сказал: «Тебе там делать нечего. Ты и так все знаешь». Это было, конечно, некоторым преувеличением, но недалеко от истины.

— Кроме писания романов по ночам что-нибудь помните о факультете? Кого помните?

— У нас был очень разношерстный курс. По ощущениям — полные придурки (по моим профессиональным ощущениям – я же тогда уже пару лет отработал в газете!). Правда, боюсь, что окружающим я тоже казался придурком!.. А курс-то был замечательный: Светка Агапитова, Ирка Смолина, Ирка Паукшто, Серега Зелинский, Толька Аграфенин и т. д.

— А нужен ли он вообще, факультет журналистики?

— И да, и нет. Университетское образование, безусловно, необходимо. Оно дает широкий кругозор. С другой стороны, журналистике не нужно учиться 5 лет. Я полностью поддерживаю европейский опыт, где журналистике учат один-два года в специализированных школах. Думаю, этого достаточно.

Для меня лучшей школой была стажировка в ТАСС – практика курса после третьего. Я бы туда всех студентов отправлял принудительно, как в колонию строго режима.

— Почему?

— Общение с людьми такого уровня лучше любой теории. Можно многому от них научиться. Профессионализму. Когда человек может написать заметку в 3 абзаца, он может написать все. Думаю, та классификация жанров, которой нас так подробно учили на факультете, не совсем верна. Между информацией и очерком нет никакой разницы, только в количестве знаков и гонораре. В остальном, по-моему, вам морочат головы.

— Я знаю, что раньше после окончания университета было обязательное распределение по изданиям. Сейчас этого нет. Как вы думаете, это хорошо или плохо?

— Наверное… все же хорошо. Есть возможность идти туда, куда ты хочешь.

Было так. У ректора в кабинете собиралось человек 20 – редакторы из разных регионов, так называемые «купцы». Студент заходит в кабинет, ему задают несколько вопросов. Кто-то говорит: «беру», предлагает работу, иногда квартиру, хорошую зарплату. А если этот «купец» из Сыктывкара, например?! Но ничего не поделаешь. Ты обязан ехать. Меня «купил» дедушка из многотиражной газеты «Молот». На должность корреспондента. Представляешь! После того, как я отработал в областной газете и окончил ЛГУ – в многотиражку на 120 рублей! Я оттрубил там положенный срок – год или два. А потом ушел.

— Так что же все-таки делать теперешнему молодому специалисту, только что получившему диплом?

— У известного педагога Макаренко как-то спросили: «Моему ребенку 3 года. Не рано ли начинать его воспитывать?» И он ответил: «Поздно». То же самое с дипломом. Получив его, поздно начинать куда-то стучаться. Надо это делать с первого курса. Кстати, я свой диплом ни разу никому не показывал. Даже не знаю, где он лежит.

— Хорошо! Тогда по-другому: что делать молодому специалисту, чтобы стать главным редактором?!

— А, да это просто. Надо пойти на улицу Садовую (дом 32, по-моему), где находится Комитет по печати, заполнить заявление, заплатить в сберкассе 380 рублей и получить свидетельство о регистрации СМИ. Вот и все – вы главный редактор.

— Все так просто?!

— Да. Но с этого момента и начинается весь геморрой. К сожалению, на факультете журналистики не учат, как правильно воспользоваться этой бумажкой с печатью. Это, вероятно, самая большая проблема. Учат быть солдатами, а не генералами. Даже не дают представления о том, как им стать. Конечно же, студенту нужно знать, как формируется бюджет газеты, доходы и расходы, как собирать рекламу, как организовать распространение и т. д. Этому не учат.

— Так у кого же больше шансов стать главным редактором? У самого умного или самого ловкого?

— (Пауза.) У самого знающего.

— Знающего, где находится Комитет по печати?

— Нет! Знающего основы менеджмента и маркетинга, основ построения бизнеса вообще и газетного в частности. Плюс везение. Нужны не только знания, но и какой-то особый кураж. И, конечно, навыки лидера, чтобы сплотить хорошую команду.

— А что нужно для того, чтобы люди за тобой пошли? Какой вы начальник?

— Хреновый! Меня же этому никто не учил! Мне кажется, что нужно давать возможность каждому сотруднику самому принимать решения. Если человек чувствует, что от него многое зависит, то он начинает по-другому относиться к процессу, так КПД от одного работника возрастает вдвое-втрое. В России начальники не любят казаться неуверенными в чем-либо. Не в русских это традициях — показывать свои слабости. Отсюда — командный метод управления, переходящий в «твою мать». Самодурство и самоуправство — город Глупов, в общем. Мне больше нравится управлять спокойно, тихо, задавать вопросы, получать ответы. Мне кажется, что за 10 лет я ни на кого не повысил голос.

— Ни разу?!

— Нет.

— Увольняли тоже спокойно?

— Увольнял? — Пауза, вздох. – Увольнять всегда тяжело.

— Чем вы занялись, уйдя из газеты «Молот»?

— Чем занялся? Не помню! А! Я же одним из первых зарегистрировал газету, быть может, в стране. Тогда еще не было Закона о печати, были обкомы партии, очереди, талоны на водку... Но ты-то, детка, этого не помнишь – тебя тогда еще не было! Я ходил по обкому партии и канючил газету. Мы нашли какой-то действующий закон от 32-го года об общественных организациях. Зарегистрировали общественную организацию в райисполкоме типа «Знание – сила» и от ее лица уже регистрировали бюллетень. В общем, это и была газета. Называлась она «Комментатор». Название (как и все остальные ) придумывал я. Мы собрали первый номер и тут же разругались по поводу того, кто будет редактором. И я ушел. Дальше они сделали без меня пару номеров и скисли.

— То есть вы хотели быть только главным?

— Конечно! Потом меня позвали мои однокурсники в коммерческую фирму, которую они создали, заниматься бизнесом. И в частности, издательским. Кажется, мы собирались выпускать газету. Но продавали компьютеры, польскую обувь и женские трусы. Ездили на стрелки с бандитами и так далее… Это было время начала перестройки со всеми его причудами.

— А потом вы создали «5 колесо»?

— А потом начальник охраны сказал, что сегодня приедет ОМОН, всех положит на пол. Попросил не сопротивляться. Я решил, что пора сваливать. Хотя получал, кажется, рублей 700. При тогдашней средней зарплате рублей в 150. Целый год я пытался наладить свой бизнес. Но из этого ничего не выходило.

Однажды вечером, когда я курил на кухне, думая о том, что бизнесмена из меня никогда не выйдет, раздался звонок. Это был Виктор Булавин – тоже выпускник журфака, только лет на 7 раньше. Он сказал, что выпускает первый номер газеты «Сорока», что ему нужен помощник. Я согласился.

Мы с ним делали газету вдвоем, плюс девочка секретарша, плюс один распространитель. Когда мы довели ее до 16 полос и бешеного тиража, пришли итальянцы и сказали: «ОК, ребята. Мы вас покупаем». Мы согласились. Так появилась первая в стране газета бесплатных объявлений «Из рук в руки». Но и оттуда мне пришлось уйти.

— И потом вы создали «5 колесо».

— Да. На следующий день, с больной головой, я пошел на улицу Садовую и не нашел ничего нелепее, как название «5 колесо» для автомобильного издания. Было это 10 лет назад. Мы собирались делать городскую автомобильную газету и зарабатывать на этом деньги (ниша была свободна). Но вскоре мне стало ясно, что этого мало. Что если хочешь чего-то добиться, то нужно смотреть на вещи шире.

— Так родился журнал?

— (Улыбается.) Так родился всероссийский журнал. Если вы попросите меня сделать что-то подобное по масштабу сейчас, вряд ли я возьмусь, даже если у меня будет годовой бюджет в пару миллионов долларов.

— Почему?

— Слишком сложно.

— Наверное, тогда было проще, так как конкуренция была меньше, многие ниши были свободны?

— Конечно. Да и сейчас многие свободны.

— Какие?!

— Так я тебе и сказал!

— А… почему бы и нет?!

— Я вчера зарегистрировал еще две газеты…

Интервью взяла М. Мязина

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль