Мария ЛЫСЕНКО, студентка магистратуры второго курса программы «Медиакоммуникации»

Глаза боятся, а руки делают

Клинике коммуникационных проектов СПбГУ исполнился год. Мария Лысенко, магистрантка второго курса программы «Медиакоммуникации», оказалась в числе студентов, вовлеченных в создание бренд-концепции проекта. В своем интервью она делится впечатлениями о клинической практике: активной работе в пандемию, первом опыте кризисного менеджмента и реализации профессиональной мечты.

— Ты наблюдала за созданием бренд-концепции Клиники коммуникационных проектов СПбГУ. Каково это было? Как всё начиналось?

— Я искала, где бы пройти производственную практику, и как это обычно бывает, когда ты чего-то очень хочешь, решение само тебя находит. С Екатериной Андреевной Шарковой я познакомилась на предмете «Проект в сфере коммуникации» в марте 2021 года. Тогда, под ее руководством, в рамках дисциплины мы выполняли прикладные задачи по заказу Клиники коммуникационных проектов СПбГУ: анализировали конкурентное поле, разрабатывали креативные решения по возможному продвижению новой Клиники. Открытие подразделения планировалось на 22 апреля. В течении месяца мы готовили почву. Те студенты, которым понравился проект (и в их числе была я), образовали учебный PR-отдел и запустили три официальные представительства Клиники в социальных сетях. Всю работу мы вели в онлайне. Пандемия никак не сказалась на качестве продукта и коммуникации внутри команды. Кульминацией стало открытие Клиники на Международном форуме труда: мы наконец-то получили возможность поработать очно, представляя наше подразделение на стенде университета.

— Слышала, что за последний год ты от лица студенческого сообщества курировала несколько серьезных проектов. Расскажи об этом подробнее.

— Все верно. Я помогала директору Клиники курировать студенческие команды в рамках двух проектов. В мае мы начали работу над проектом по производству семи корпоративных видео по безопасности для ПАО «ТГК-1». Работу нашей команды отметили на самом высоком уровне: мы получили благодарности от Дирекции производственных систем компании. Практически сразу после окончания первого проекта, меня подключили к организации фестиваля подкастинга и креативных индустрий «Подкастинация», который Клиника запускала совместно с подкаст-студией «ТОЛК».

— Опыт в каком из проектов оказался самым интересным и полезным?

— Оба были по-своему классными. Проект по корпоративному видеопродакшну с ПАО «ТГК-1» был самым первым, самым длительным, самым сложным по части управления коммуникациями внутри команды и с заказчиком. Я невероятно прокачалась. Записывалась я на позицию продюсера, а получилось, что в итоге стала проджект-менеджером. Руководство моей работой оказались довольно, и я практически сразу получила предложение продолжить в той же позиции работать над «Подкастинацией», где я организовывала коммуникацию со студентами-участниками фестиваля, партнерами, занималась информационным освещением в социальных сетях. Для меня фестиваль подкастинга и креативных индустрий оказался очень полезным и важным проектом, поскольку он полностью отвечал еще и моим научно-практическим интересам. Я приступала на тот момент к написанию магистерской диссертации на тему подкастов и нуждалась в авторитетных источниках информации, экспертах. Сейчас, выходя на защиту, я понимаю, что на полном серьезе хочу связать свою профессиональную жизнь с подкастами.

— Помимо кураторской работы, ты также представляла Клинику коммуникационных проектов в Москве на образовательном салоне. Это серьезная миссия. Волновалась?

— Конечно, было волнительно. Другой город, два дня работы нон-стоп, взаимодействие с внешней публикой. Меня включили в делегацию от СПбГУ представлять клинический подход в рамках Московского образовательного салона. Вместе с начальником редакционного отдела Клиники Инной Святославовной Тимченко мы презентовали нашу Клинику абитуриентам и их родителям, выступали с мастер-классами, вели профориентационные игры, отвечали на вопросы. Для меня стал полезным опыт публичных выступлений, индивидуальных консультаций, а также работы на подготовительном этапе – по части разработки методических материалов. Спасибо Екатерине Андреевне за доверие!

— Клинический подход – это уникальное предложение СПбГУ своим студентам. Почувствовала ли ты эту уникальность на себе, пройдя столько разнообразных активностей в рамках клинической практики?

— Интересный вопрос. Активностей действительно было очень много и самых разнообразных. Наверное, это первое, что можно отметить. Столько всего ни одна производственная практика предложить не сможет. Хочешь – иди продюсером в энергетическую компанию, хочешь – аналитиком и пиарщиком в клинику, куратором в оргкомитет фестиваля подкастов или ведущим мастер-классов для абитуриентов. Столько хард и софт-скиллс в такие концентрированные сроки я бы нигде и никогда не получила. Второе – это выполнение абсолютно реальных (не игровых) функций в проектах. Я ощутила на себе всю тяжесть (в хорошем смысле этого слова) ответственности и за команду, и за процессы. Участвовала в переговорах с реальными компаниями, отчитывалась перед руководителем, спускала задачи ребятам. Все это оказалось возможным в стенах университета под кураторством своих преподавателей и экспертов, которые оперативно давали обратную связь по выполненным задачам и корректировали работу. Третье – возможность практиковаться в течение всего учебного года. Даже в рамках дисциплин! Такое вряд ли кто-то еще предложить может студентам. При том не только практиковаться, но и получить дополнительные уникальные знания, которые так просто и бесплатно не получишь. Например, фестиваль «Подкастинация» объединил авторитетных спикеров из Питера, Москвы, Лондона. Никто ничего подобного не делал. Для наших студентов фестиваль стал настоящим подарком.

— Да, звучит круто. Клиническая практика обогатит твое резюме.

— Да, все свои работы я собрала в портфолио. Своих практикантов Клиника обеспечивает развернутыми характеристиками, а работодатели – грамотами или благодарностями. Для нас студентов это крайне важно, так как является физическим воплощением полученного опыта и квалификаций.

— Ты пишешь диссертацию по продвижению Клиники через подкасты. Расскажи, как тебе пришла эта идея, и почему ты выбрала эту тему?

— Иногда мне кажется, что я могу говорить о подкастах часами. Моя любовь к ним началась с KuJi Podcast. На первом курсе магистратуры на предметах «Аудиоконтент» и «Медиапроект» нужно было разработать медиапроект. Мы с подругой создали подкаст «Девчачий коннект». На тот момент совсем в этом не разбирались, но процесс увлек. За два месяца мы записали шесть выпусков! Освоили производство, научились монтировать, публиковать. Параллельно я много читала специалистов, изучала рынок и платформы. А потом на каждом творческом предмете я начала рассказывать о подкастах, чем смогла заинтересовала одного из преподавателей, которая по счастливой случайности оказалась директором Клиники коммуникационных проектов. Сначала меня подключили к «Подкастинации» и помогли со стажировкой в студии подкастов «ТОЛК», а потом предложили разработать концепцию подкаста для Клиники в рамках магистерской. Итог - через месяц я буду защищать свою выпускную работу по любимой теме.

— Твое главное приобретение в Клинике?

— Пожалуй, это умение вести коммуникации в команде, руководить проектом, кризисный менеджмент. Какие-то навыки на минималке у меня уже были. Но через проекты Клиники я значительно их прокачала. Протестировала себя в разных ситуациях и с очень разными людьми.

— Какой совет ты могла бы дать будущим поколениям – тем, кто только начинает свой творческий путь в Клинике?

— Совмещать приятное с полезным. Учитывать свои интересы, чтобы была реальная мотивация. Прислушиваться к тьюторам и экспертам: воспринимать критику как возможность стать лучше. Не бояться браться за незнакомое и масштабное: глаза боятся, а руки делают. Включаться по максимуму во все активности и проекты, которые предлагает Клиника. Проекты учитывают потребности рынка, они актуальны для студентов. Не забывать вести дневник практики и пополнять портфолио. Ну и, конечно, следить за соцсетями Клиники. Не только потому, что жизнь Клиники интересна, но и потому что места в новых проектах расхватывают как «горячие пирожки». Нужно успевать!

— Прекрасные советы! И напоследок продолжи фразу: Клиника коммуникационных проектов СПбГУ – это…?

— … место, где ты можешь найти себя и проявить свои таланты.

Мария Роскина

4 мая 2022

Ответственный за содержание: Директор Клиники коммуникационных проектов СПбГУ Е. А. Шаркова
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: comm_clinic@spbu.ru.

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль