Мастер-класс Рузанны Иванян, эксперта Совета Европы по молодежной политике, кандидата политических наук
Социальные ресурсы Интернета
Дата проведения: 12 октября 2010 года.
Участникам мастер-класса − магистрантам и студентам факультета журналистики − была предоставлена информация об актуальных адресах тематических веб−страниц социального характера. Работа, которую выполняли слушатели, была направлена на формирование навыков поиска социально-ориентированной информации в Интернете, оценку достоинств и недостатков источников такой информации, изучение потенциальных возможностей сети Интернет при решении социальных проблем.
Р.Г. Иванян определила направления таких возможностей − информация, консультирование, мобилизация, взаимопомощь и еще многое другое, что дополнили участники обсуждения. Интернет сегодня заменяет многие формы работы с людьми, которые были актуальны еще совсем недавно (например, информационные центры для молодежи).
Участники смогли самостоятельно проанализировать и оценить сайты органов государственной власти в области социальной защиты и молодежной политики. Этот веб-тур продемонстрировал, что такие сайты журналисты могут использовать для получения официальной информации о законодательстве, правительственных программах, грантах, но не для того, чтобы узнать о проблемах молодежи. Для таких ресурсов характерны казенная подача информации, презентационность, отсутствие интерактивности. Более человечно выглядят в Интернете учреждения социального профиля.
Сайты негосударственных организаций, работающие с клиентами, также стремятся представить свою деятельность в наиболее выгодном свете. Однако такие ресурсы активно используют интерактив, размещают информацию, способствующую взаимодействию с целевой аудиторией. Такая политика важна и как доказательство прозрачности деятельности: организациям необходимо доверие тех, кому они оказывают помощь, и тех, кто такую помощь оказывает им.
Большие возможности для того, чтобы глубже понять проблему, о которой необходимо собрать информацию, предоставляю тематические социальные ресурсы. На них представлены публикации СМИ, социологические исследования, библиотеки, форумы и т.д. Недостатком таких ресурсов является то, что они, как правило, создаются на гранты и не имеют постоянного финансирования для обновления. Более оперативную информацию можно найти на информационных ресурсах, которые знакомят посетителей с актуальными событиями, акциями, проектами и т.д.
Особую группу составляют сайты инициатив социального характера – фестивалей, крупных регулярных мероприятий, марафонов и т.д. Особенности сайтов, призывающих людей к действию, проявляются в их креативности, в ярком оформлении, нацеленности на диалог, на заинтересованность аудитории. Они уделяют много внимания не только планированию мероприятий, но и отчету о результатах, используют персонифицированную информацию, визуализируют события.
В заключении участникам мастер-класса было предложено выполнить самостоятельное задание, в процессе можно было убедиться: привычный способ поиска информации в поисковых системах неэффективен для профессионалов. Полученные сведения могут демонстрировать стереотипные ракурсы проблем или воспроизводить мнение одного источника. Для глубокого понимания социальных процессов необходимо пользоваться разнообразными специализированными ресурсами.