Отчет о заседании учебно-методической комиссии Института. 9 декабря 2014 года. Часть 1

Отчет о заседании учебно-методической комиссии Института. 9 декабря 2014 года. Часть 1

На заседании присутствовали: В. А. Ачкасова (руководитель образовательной программы «Реклама и связи с общественностью», бакалавриат), С. Н. Большаков (руководитель образовательной программы «Реклама и связи с общественностью», магистратура), Л. П. Громова (руководитель образовательной программы «Журналистика»), Ю. Б. Балашова (ИЖ), А. Ю. Быков (МЖ), А. Ю. Дорский (СОвПиГУ), И. И. Скрипюк (Р), А. Н. Тепляшина (ПП), Л. Г. Фещенко (председатель комиссии), Н. С. Цветова (РК), Д. П. Шишкин (СОвБ), А. В. Якунин (МИТ), К. И. Щербатых (секретарь).

Приглашенные коллеги: Г. А. Земляная (учебно-методический отдел), М. И. Маевская (Цент повышения квалификации и профессиональной переподготовки).

Отсутствовали: И. Н. Блохин (ТЖиМК), Ю. В. Клюев (ТРЖ), Т. С. Кокорина (представитель студенческого совета).

Ведется аудиозапись заседания.

Повестка дня

1.    О подготовке конкурса педагогического мастерства Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ.

2.    Об итогах проведения открытых и публичных лекций, а также мастер-класса.

3.    Рецензирование учебника для представления на премию правительства Российской Федерации.

4.    Разное.

ОБСУЖДЕНИЕ

1.    О подготовке конкурса педагогического мастерства Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ.

На конкурс педагогического мастерства Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» в номинации «Лекторское мастерство» выдвинуты Алексеев Константин Александрович, канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры истории журналистики, и Никитин Владимир Анатольевич, канд. ист. наук, доцент, доцент кафедры медиадизайна и информационных технологий.

На конкурс педагогического мастерства Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» в номинации «Мастерство в ведении практических занятий» выдвинуты Корнилова Наталья Анатольевна, канд. филол. наук, ст. преподаватель кафедры речевой коммуникации, Крылова Лолита Анатольевна, ст. преподаватель кафедры медиадизайна и информационных технологий, и Панкова Галина Константиновна, доцент кафедры связей с общественностью в бизнесе.

В категории «Методическое обеспечение учебного процесса» на конкурс педагогического мастерства Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» выдвинуты: 1) Современный русский язык: учебник для вузов / под ред. Л. Р. Дускаевой. СПб.: Питер, 2014. 352 с.; Современный русский язык: сборник упражнений по орфографии и пунктуации / отв. ред. В. И. Коньков. СПб.: СПбГУ, Ин-т «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», 2014. 188 с., Современный русский язык: практикум / под общей ред. Л. Р. Дускаевой; отв. ред. Т. Ю. Редькина. СПб.: СПбГУ, Ин-т «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», 2014. 200 с. (учебник и учебные пособия); 2) Телерадиожурналистика в упражнениях, тренингах и творческих практиках: методические материалы для преподавателей / под ред. М. А. Бережной. СПб.: СПбГУ, Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций, 2014. 204 с. (учебное пособие).

Анализ конкурсной документации

Внешними рецензентами выступили Д. С. Горбатов, члены студенческого совета (опрос проводила Т. Кокорина), аспиранты, подготовившие рецензии на открытые лекции, в том числе и номинанта конкурса педагогического мастерства К. А. Алексеева, в рамках научно-педагогической практики.

От учебно-методической комиссии подготовку рецензии по номинантам категории «Преподаватель, ведущий практические занятия» взяла на себя А. Н. Тепляшина.

Учебно-методические пособия, выдвинутые на конкурс, проходили рецензирование в учебно-методической комиссии: Современный русский язык: сборник упражнений по орфографии и пунктуации / отв. ред. В. И. Коньков. СПб.: СПбГУ, Ин-т «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», 2014. 188 с. (см. отчет о заседании учебно-методической комиссии от 8 апреля 2014 года - jf.spbu.ru/about/1883/2220-8016.html Современный русский язык: практикум / под общей ред. Л. Р. Дускаевой; отв. ред. Т. Ю. Редькина. СПб.: СПбГУ, Ин-т «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», 2014. 200 с. (см. отчет о заседании учебно-методической комиссии от 25 февраля 2014 года - jf.spbu.ru/about/1883/2220-7515.html в упражнениях, тренингах и творческих практиках: методические материалы для преподавателей / под ред. М. А. Бережной. СПб.: СПбГУ, Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций, 2014. 204 с. (см. отчет о заседании учебно-методической комиссии от 29 октября 2013 года - jf.spbu.ru/about/1883/2220-6644.html Учебник «Современный русский язык» был представлен на присвоение грифа УМО по журналистике 17 апреля 2013 года (рецензенты – доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой межкультурной коммуникации РГПУ им. А. И. Герцена И. П. Лысакова; доктор филологических наук, профессор филологического факультета СПбГУ К. А. Рогова).

Информация о номинантах конкурса педагогического мастерства, проводимого Институтом, предоставленная кафедрами

Выписка из протокола № 99.08/3-04-9 заседания кафедры связей с общественностью в бизнесе от 24.09.2014:

Галина Константиновна Панкова, доцент, начала работу в СПбГУ с августа 1996 года как руководитель рекламно-информационной службы факультета журналистики СПбГУ, потом была начальником отдела по связям с общественностью факультета журналистики СПбГУ. Г. К. Панкова выполняла также обязанности методиста Центральной приемной комиссии СПбГУ, была ответственным секретарем по связям с общественностью информационного отдела СПбГУ, начальником информационного отдела СПбГУ. Преподает в СПбГУ на факультете журналистики с 2003 года. С 2012 года она доцент кафедры связей с общественностью в бизнесе Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций».

Принимает участие в работе научных конференций и семинаров, в том числе международных. В качестве эксперта участвует в работе круглых столов, проводимых профессиональными организациями. Участвует в работе жюри профессиональных конкурсов.

Занятия, проводимые Г. К. Панковой актуальны, носят практический характер, основаны на обширном фактическом материале. Ее лекции отличаются глубиной теоретической разработки проблем, освещаемых в рамках данного курса, систематизацией материала в удобной для восприятия форме, актуальностью и аргументированным выбором примеров, интерактивностью. Проводя практические занятия на старших курсах, Г. К. Панкова демонстрирует высокий уровень педагогического мастерства и профессиональных знаний, которые основаны на обширном практическом опыте, приобретенном в ходе работы над PR-проектами различного масштаба, в том числе международными. В группах, где преподает Г. К. Панкова, традиционно хорошая успеваемость при высокой требовательности в подходе к оценке результатов работы студентов над проектами. Г. К. Панкова ежегодно руководит выпускными квалификационными работами. Многие студенческие проекты, выполненные под ее научным руководством, стали победителями и номинантами профессиональных конкурсов или были приняты к реализации заинтересованными организациями. Г. К. Панкова ежегодно участвует в разработке концепции и сценария основных профессиональных мероприятий института - «Фестиваль практики», «День карьеры». Привлекая студентов участвовать в подготовке этих мероприятий в качестве волонтеров, Г.К. Панкова проводит мастер-классы в реальном времени и в реальных обстоятельствах, тем самым закрепляя практические навыки студентов, полученные на практических занятиях. Большое внимание Г. К. Панкова уделяет внеучебной работе со студентами. Являясь одним из создателей и соруководителей Информационно-образовательного портала «1-я линия», разрабатывает и внедряет в педагогическую практику принципиально новые и эффективные формы работы по совершенствованию профессиональных навыков будущих специалистов. Г. К. Панкова 11 лет является куратором Международного конкурса студенческих коммуникационных проектов «Масс-Медиа Перспектива». По результатам опросов студентов Панкова Г. К. традиционно имеет высокий преподавательский рейтинг, пользуется высоким авторитетом у коллег и представителей профессиональной среды. В настоящее время свою педагогическую и научную деятельность Г. К. Панкова удачно совмещает с работой руководителя службы информационного обеспечения Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций». Успешность работы сайта Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» и неуклонное увеличение числа заинтересованных пользователей – ее профессиональная заслуга. Под ее руководством проведен ряд значимых и успешных мероприятий и акций по формированию имиджа СПбГУ.

Г.К. Панкова награждена Почетной грамотой Союза журналистов России за вклад в развитие российской журналистики, в 2009 году – Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

Выписка из протокола № 77.08/1-04-12 заседания кафедры истории журналистики от 8 октября 2014 года

Алексеев Константин Александрович, 1983 г. р., канд. филол. наук, доцент кафедры истории журналистики СПбГУ, в 2005 окончил с отличием факультет журналистики СПбГУ. С 2005 по 2008 году обучался в аспирантуре СПбГУ. Решением диссертационного совета СПбГУ от 25 марта 2008 года по итогам защиты кандидатской диссертации по теме «Спортивная пресса России XIX – начала ХХ века: историко-типологический анализ» присуждена ученая степень кандидата филологических наук. С сентября 2007 года по сентябрь 2011 года работал в должности старшего преподавателя кафедры истории журналистики. В должности доцента кафедры истории журналистики работает с сентября 2011 года по настоящее время.

Читает лекции и ведет практические занятия по курсам «История русской журналистики» для студентов бакалавриата по направлению «Журналистика» и «История СМИ» для студентов бакалавриата по направлению «Реклама и связи с общественностью». Также на протяжении многих лет вел спецсеминар «История спортивной журналистики» на дневном отделении, подготовил курсы «История спортивной журналистики» и «История русской журналистики: традиции просвещения и развлечения» и вел по ним лекции и семинары у обучающихся магистратуры по направлению «Журналистика». Данные курсы охватывают все периоды существования и развития журналистики в России. По всем вышеперечисленным курсам были подготовлены учебно-методические комплексы и регулярно обновляются рабочие программы. Все лекции и практические занятия проводятся с максимально возможным использованием мультимедийных средств.

Участник 15 научно-практических семинаров, российских и международных конференций. В том числе:

1.    Международной научной конференции «Три века печати Санкт-Петербурга» (Санкт-Петербург, Музей истории Петербурга, 11-13 мая 2011 г.) – выступал с докладом на секции;

2.    Международной научно-практической конференции «Журналистика в 2012 году. Социальная миссия и профессия» (Москва, факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 8-10 февраля 2013 г.) – выступал с докладом на секции.

3.    Международной научно-практической конференции «СМИ в современном мире. Петербургские чтения» (СПб., Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ, 23-25 апреля 2014г.) – выступал с докладом на секции.

Участвовал в реализации научных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета:

1.    Проект тематического плана фундаментальных НИР 4.23.722.2011 «Русская публицистика в контексте исторических эпох: эволюция социокультурных функций и форм» (12.04.2011 – 31.12.2011) – исполнитель;

2.    Проект тематического плана фундаментальных НИР 4.0.11.2008 «Построение интегральной модели имиджа государства в мировом информационном пространстве» (01.01.2008 - 31.12.2011) – исполнитель

Имеет 25 публикаций, из них 4 учебных издания и 21 научный труд, используемых в педагогической практике. В том числе в соавторстве с С. Н. Ильченко были подготовлены учебные пособия «Спортивная журналистика» (два издания – в 2012 и 2013 гг.), «СМИ в сфере физической культуры и спорта» (2014 г.). В 2014 году была выпущена авторская монография «Дореволюционная спортивная журналистика России: история и традиции» (СПб., изд-во «Северная звезда», 30 п. л.).

В 2012 году принял участие в записи аудиокурса лекций по теме «Актуальные проблемы истории русской журналистики» в совместном проекте СПбГУ и Фонда «Русский мир». Все записанные лекции можно найти на сайте russianlectures.ru

За время работы на факультете являлся научным руководителем свыше 20 дипломных работ студентов и одной магистерской диссертации. Отвечает за организацию внеучебной работы среди студентов, обучающихся по направлениям «Журналистика» и «Реклама и связи с общественностью». Является членом стипендиальной комиссии по направлениям журналистика, реклама и связи с общественностью, членом комиссии по переводам и восстановлениям, членом редколлегии «Вестника СПбГУ» (серия 9).

29 сентября 2014 года провел открытую лекцию в рамках дисциплины «История средств массовой информации» (специальность «Связи с общественностью», очная форма обучения, 3 курс). Тема лекции – «Русская журналистика и Первая мировая война». Презентация лекции размещена на сайте Института ВШЖиМК.

Выписка из протокола № 77.08/2-04-9 заседания кафедры медиадизайна и информационных технологий от 01.10.2014:

Бодрунова С. С.: в номинации «Преподаватель-практик» предлагаю выдвинуть Лолиту Анатольевну Крылову.

Беленький А.И.: Я поддерживаю эту кандидатуру. Как признанный эксперт в области фотожурналистики могу подтвердить несомненный профессионализм Лолиты Анатольевны в данной области. А как ее коллега, преподающий рядом с ней профильные курсы, могу засвидетельствовать высокие оценки ее преподавания в отзывах студентов.

Малиновская А.В.: Лолита Анатольевна является действующим бильд-редактором журнала «Адреса Петербурга», часто сотрудничает с изданиями нашего города в качестве фотографа. Ее отличает ценная способность доходчиво и одновременно глубоко объяснять студентам свой предмет на примерах из реальной практики.

Якунин А.В.: Я был на занятиях Лолиты Анатольевны и могу подтвердить достаточно высокий уровень их методической организации. Кроме того, у нее высокий студенческий рейтинг - 4,7.

Выписка из протокола № 77.08/2-04-9 заседания кафедры медиадизайна и информационных технологий от 01.10.2014

В. Д. Бертельс: в номинации «Лекторское мастерство» предлагаю выдвинуть Владимира Анатольевича Никитина.

Бодрунова С. С: Коллеги, предлагаю с вниманием отнестись к данному предложению. Владимир Анатольевич имеет достаточно высокий студенческий рейтинг - 4,62. Есть ли какие-либо мнения по предлагаемой кандидатуре?

Якунин А.В.: Владимир Анатольевич Никитин - один из наиболее авторитетных и проверенных сотрудников ВШЖМК. Он давний член Союза журналистов, член Союза фотохудожников России, ветеран труда. Имеет несколько благодарностей ректора, награжден Почетной грамотой Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, имеет благодарность губернатора Ленинградской области «За активную и многолетнюю работу по подготовке квалифицированных специалистов для региональных СМИ Ленинградской области», грамоту губернатора Санкт-Петербурга за создание фотоальбома «Неизвестная блокада. Ленинград 1941—1944». В 2005 г. награжден знаком «Заслуженный работник Высшей школы РФ». Лауреат премии Союза журналистов за вклад в развитие журналистики («Золотое перо - 2009»). Крылова Л.А.: Поддерживаю. Владимир Анатольевич руководил нашей кафедрой свыше 20 лет и является руководителем нашей магистерской программы. Под его руководством защищено 2 кандидатских диссертаций, более 100 выпускных квалификационных работ.

Беленький А.А.: В. А. Никитиным опубликованы более двух сотен статей по проблемам истории и теории фотографии и фотожурналистики, истории российской культуры. Автор книг и альбомов: «Рассказы о фотографах и фотографиях» (1991), «Война, Блокада, Победа» (2005). В рамках проекта «XX век - Санкт-Петербург в фотографиях» вышли альбомы: «Оптимизм памяти. Ленинград 1970-х» (2000, 2002), «Неизвестная блокада. Ленинград 1941—1944 гг.» (2002), «Время несбывшихся надежд Петроград-Ленинград 1920-1930-ее гг.» (2007), «Конец столетия: метаморфозы бытия. Ленинград-Петербург» (9 октября 2013 года состоялась презентация альбома). Кроме того, он известен ка автор и куратор многочисленных фотовыставок, в том числе за рубежом. Только за последние годы состоялись персональные выставки — Университет Клемсон (Южная Каролина, США), 1998 г., Ницца (Франция), 1999 г., Копенгаген Щания), 2000 г., Сюндсваль (Швеция), 2003 г. Фотографии из его большого цикла «Среда обитания» в 2001 г. экспонировались в Русском музее (Мраморный дворец, музей Людвига), в Центральном выставочном зале «Манеж» на выставке «Реальности и мифы Петербурга» (октябрь 2003 г.), на выставке «Saint-Petersburg rimmortele» (Канн октябрь—ноябрь 2003 г.), в большой экспозиции «XX век — Санкт-Петербург в фотографиях» на выставке «Ритмы века» Центрального выставочного зала «Манеж» (октябрь 2004 г.). Бодрунова С. С: Спасибо, коллеги, я думаю, вопрос о выдвижении кандидатуры Владимира Анатольевича Никитина можно ставить на голосование.

Выписка из протокола №77.08/5-04-12 от 8 октября 2014 года заседания кафедры речевой коммуникации

Дускаева Л.Р.: В номинации «Лучший преподаватель, ведущий практические занятия» предлагаю выдвинуть Наталью Анатольевну Корнилову.

Н. А. Корнилова - выпускница факультета журналистики СПбГУ, работает на кафедре с 1 октября 2003 года. Защита кандидатской диссертации на тему «Фатическая речь в массмедиа: композиционно-стилистические формы» состоялась 12 декабря 2013 года.

В течение 11 лет работы Наталья Анатольевна Корнилова вела практические занятия по всем кафедральным курсам: современный русский язык, основы русской грамматики, устная речь, стилистика, поэтика жанров и литературное редактирование. Преподаёт на подготовительных курсах. Ею разработана программа спецсеминара "Фатическая интенция в медиаречи". Руководит дипломниками. На данный момент под ее руководством защищено 12 выпускных квалификационных работ.

Стимулирует лучших студентов к участию в научных конкурсах и студенческой конференции.

Участвует в работе предметной комиссии по русскому языку и литературе СПбГУ, а также в работе комиссии по творческому конкурсу для поступающих на направление "Журналистика". В качестве эксперта привлекается к работе региональных комиссий по проверке развернутой части единого государственного экзамена по русскому языку и литературе.

По приглашению филологического факультета работает в качестве научного руководителя магистрантов в рамках программы "Русский язык как иностранный".

В этом году впервые читала курс лекций "Коммуникативная культура журналиста". Наталья Анатольевна профессионально разрабатывает практические курсы, проводимые кафедрой, подбирает очень интересный материал и старается подробно рассматривать его со студентами, разъясняя самые трудные для них случаи. Предлагаю поддержать кандидатуру Н.А. Корниловой и выдвинуть ее от кафедры в номинации «Лучший преподаватель, ведущий практические занятия».

Горячев А.А,: Знаю ее как прекрасного специалиста и поддерживаю кандидатуру Н. А. Корниловой. Хотел бы подчеркнуть то обстоятельство, что Н.А. Корнилова пользуется огромным уважением студентов, несмотря на то, что преподаватель она очень требовательный.

Прохорова К. В.: Я неоднократно посещала занятия Натальи Анатольевны. Очевидно, что она проводит аудиторные занятия с огромной отдачей, всегда тщательно готова. Хотелось бы отметить и педагогический талант коллеги, который позволяет ей на протяжении всего занятия владеть вниманием аудитории. Присоединяюсь и поддерживаю кандидатуру Н. А. Корниловой.

Цветова Н.С. : Поддерживая кандидатуру Н.А. Корниловой, хотела бы обратить внимание и на то, что Н. А. Корнилова достаточно много времени и сил тратит на внеаудиторную работу со студентами. Например, в этом году в рамках клубных занятий она участвовала в организации экскурсии на «Манифесту-10» и в музей-усадьбу Г.Р. Державина.

Отзывы о номинантах конкурса, собранные членами студенческого совета Института:

Крылова Лолита Анатольевна, практические занятия: Занятия Лолиты Анатольевны проходят в дружеской атмосфере, что отражается на настроении коллектива. Игровые моменты в заданиях, наглядный материал, опора на индивидуальные интересы студентов - все это делает занятия Лолиты Анатольевны интересными и полезными. Студенты имеют возможность не только получать знания от преподавателя, но и дискутировать на спорные темы. Все теоретические положения подтверждаются практическими примерами, основанными в том числе на опыте самого преподавателя.

Особенно студенты отмечают индивидуальный подход к обучающимся, каждый может проконсультироваться с Лолитой Анатольевной, в том числе и во внеучебное время по электронной почте. Лолита Анатольевна, по мнению студентов, особенно трепетно относится к креативным идеям студентов, помогает в их реализации с технической точки зрения

Корнилова Наталья Анатольевна, практические занятия («Устная речь»): Занятия Натальи Анатольевны всегда грамотно построены с точки зрения сочетания практики и теории. Кроме основных правил произношения, изучения тонкостей транскрибирования слов, студенты тренируются в произношении скороговорок, учатся правильно склонять числительные, правильно дышать при говорении. Некоторые занятия проходят в игровой форме: например, студенты разыгрывают небольшие сценки на основе басен. На практических занятиях преподавателя находится место шуткам, творчеству и самовыражению. Однако стоит отметить строгость и требовательность преподавателя, которые не позволяют аудитории расслабиться.

Обучающиеся у Натальи Анатольевны отмечают безусловную практическую значимость этих занятий и то, что благодаря преподавателю исправили не один свой речевой дефект.

Панкова Галина Константиновна, практически занятия («Организация и проведение PR-кампаний»): Практические занятия Галины Константиновны Панковой по данному предмету начались после лекционного курса, который вел этот же преподаватель. На основе полученных теоретических знаний, студенты на практическом занятии занимаются разработкой собственных PR-проектов. Семинары проходят в форме презентаций своих разработок и предполагают коллективное обсуждение идей студентов и экспертную оценку преподавателя. Галина Константиновна дает возможность высказать мнение каждому студенту, дает ценные советы, уделяет внимание “пробелам” в знаниях обучающихся. Интерактивность и вовлеченность студентов в занятия создает дружескую атмосферу. Вместе с тем преподаватель требователен к студентам, что не дает им расслабляться.

Галина Константиновна – неравнодушный преподаватель, она помогает выбирать темы дипломов, дает советы по подбору литературы, чутко относится к интересам студентов. Галина Константиновна мотивирует студентов на работу, хотя иногда требовательность кажется студентам излишней. Обучающиеся отмечают практическую значимость задания, реализуемого на семинаре: для студентов, которые работают, это способ совмещать учебное задание и рабочее поручение.

Алексеев Константин Александрович, лекционные занятия «История СМИ»: Занятия Константина Александровича Алексеева, на наш взгляд, можно отнести к образцовым. Константин Александрович умело пользуется современными технологиями для создания своих презентаций, минуя устаревшие и неинтересные программы. Даже студенты, которых, казалось бы, сложно удивить, всегда с интересом смотрят слайды: презентации Константина Александровича - это не просто текстовое дополнение к теории, а самостоятельный учебно-методический материал. Лектор отлично ориентируется в материале и рассказывает его интересно, делая акценты на наиболее значимых событиях. Сочетание яркого иллюстративного материала и интересного изложения теории заинтересовывает студентов, которые активно конспектируют слова лектора. Кроме того, Константин Александрович привлекает внимание аудитории, позволяя задавать вопросы, делая акценты на том, что студенты могут помнить сами (это касается журналистики современного этапа).

По мнению обучающихся, лекции Константина Александровича очень запоминаются, во многом за счет неравнодушного отношения преподавателя к своему предмету. Константин Александрович, по мнению студентов, заинтересован в том, чтобы они запомнили самые важные вехи истории СМИ, и прикладывает для этого все силы. Особенно студенты отмечают визуализацию, большое количество примеров изданий в презентации, о которых рассказывает преподаватель.

Никитин Владимир Анатольевич, лекционные занятия («Основы визуальной журналистики», спецкурс «Эволюция визуальных форм в журналистике: от печатных к сетевым СМИ»): Владимир Анатольевич – опытный преподаватель, что сразу ощущается по стилю его повествования. Он умеет заинтересовать студентов, приносит различные иллюстративные материалы (фотографии, журналы, книги). На его лекциях можно получить глубокие теоретические знания об истории фотографии, дизайна. Владимир Анатольевич с уважением относится к студентам, которые задают вопросы, с радостью отвечает на них. Также Владимир Анатольевич уделяет внимание и практической части: предлагает студентам приносить свои фотографии, дает им экспертную оценку.

Студенты отмечают доброту, вежливость и ответственное отношение преподавателя к предмету и обучающимся. Его готовность помогать, объяснять находит отклик у студентов, которые видят в этом практическую значимость для последующей работы. Компетентность преподавателя вызывает у студентов уважение и желание продолжать обучение у преподавателя в рамках спецкурсов.

РЕЦЕНЗИЯ
на лекцию кандидата исторических наук, доцента кафедры медиадизайна и информационных технологий СПбГУ Никитина Владимира Анатольевича на тему: «Фотожурналистика блокадного Ленинграда»

Лекция проведена 26 ноября 2014 г. с 14.20 до 15.50 для студентов 4-го курса очной формы обучения (бакалавриат) направления «Журналистика» в рамках спецкурса.

Лектор представил емкую характеристику специфики профессиональной деятельности фотожурналистов в условиях блокадного Ленинграда, объяснил причины ограниченного количества фотографических материалов о повседневной жизни горожан этого периода, оценил вклад А.И. Бродского, Д.М. Трахтенберга, Б.В. Уткина, В.Г. Федосеева, Н.И. Хандогина и других фотокорреспондентов, описал проблемы, с которыми столкнулся при работе в архивах в процессе подготовки фотовыставок, издания и переизданий альбома «Неизвестная блокада» (2002, 2004, 2009, 2013). Особо следует выделить глубочайшую эрудицию преподавателя, обеспечившую полноценное погружение студентов в освещаемую им проблематику.

Лекционный материал был проиллюстрирован огромным массивом фотографических свидетельств эпохи. Значительный интерес студентов вызвали проницательные комментарии В.А. Никитина относительно вторичных, косвенных признаков трагедии города, проступающих на фотографиях того времени.

Манера чтения лекции чрезвычайно увлекательная, культура речи преподавателя весьма высокая. С целью установления обратной связи с аудиторией и для закрепления полученных знаний лектор последовательно привлекал студентов к участию в обсуждении рассматриваемых проблем. На вопросы студентов были даны исчерпывающие, четкие и понятные ответы. Время занятия расходовалось эффективно и рационально.

Лекция была проведена на достаточно высоком уровне, соответствующим требованиям высшей школы. К недостаткам учебно-методического характера следует отнести отсутствие перечня учебных вопросов в начале занятия, необходимых для структурирования изучаемого материала, а также отсутствие на заключительной части занятия задания для последующей самостоятельной работы студентов.

Доктор психол. наук, доцент,

профессор кафедры менеджмента массовых коммуникаций СПбГУ Горбатов Д.С.

ОТЗЫВ
о практических занятиях преподавателей - номинантов конкурса педагогического мастерства

Доцент Панкова Г. К. Организация и проведение рекламных и PR-кампаний. 4 курс

Г. К. Панкова продемонстрировала высокий педагогический уровень. Занятие было четко организовано: студенты подготовили домашние задания, уложились в отведенное время, делая презентацию докладов. С каждым выступающим Г.К. вела концептуальный диалог, помогая правильно сформулировать цель проекта, найти оптимальное решение вопросов, представляющих трудность; давала конструктивные рекомендации, корректировала план дальнейшей работы по выбранному аспекту PR-деятельности, среди которых, например, такое социально-значимое направление, как реабилитация наркозависимых. Важно отметить, что в работу на занятии были вовлечены все присутствующие, что свидетельствует о способности преподавателя эффективно общаться со студентами, удерживать внимание, создавать условия для активизации мыслительной деятельности учащихся. Как ценный опыт следует также отметить умение избегать пауз. Занятие прошло динамично, в спокойном, доброжелательном стиле.

Ст. преподаватель Корнилова Н.А. Стилистика. 2 курс

Практическое занятие 27.11.2014. показало, что Н. А. Корнилова — творчески работающий преподаватель, владеющий современными методиками и технологиями, которые делают процесс обучения качественным, доступным, результативным. Дидактический материал подготовлен тщательно, заранее распечатан для каждого студента. Задания, предлагаемые студентам, помимо основной цели — формирования ключевых компетенций, развивают способность к оценке и анализу. Обстановка доброжелательная, что позволяет каждому студенту давать ответ, не боясь ошибки в процессе выполнения не самых легких заданий по стилистике. Н.А. Корнилова сумела организовать занятие таким образом, что времени скучать, отвлекаться на темы, не имеющие отношения к предмету занятия, у студентов не было, что свидетельствует об успешном процессе формирования педагогического опыта молодого преподавателя.

Ст. преподаватель Крылова Л. А. Практическая фотография эпохи компьютера: создание и обработка цифровых изображений. Магистратура, профиль «Медиадизайн». 1 курс

Проведенное Л. А. Крыловой занятие показало, что со студентами работает высокопрофессиональный практик. Для эффективной передачи опыта, знаний, навыков, умений Лолите Анатольевне важно меньше волноваться, использовать педагогические методики организации занятий и управления вниманием аудитории.

А. Н. Тепляшина, профессор кафедры периодической печати

Голосование: в бюллетене для голосования каждый член комиссии мог отметить любое количество номинантов в каждой категории.

ПОСТАНОВИЛИ:

По результатам голосования сформировать следующий рейтинг:

1.    В категории «Лекторское мастерство»: К. А. Алексеев – 7 голосов, В. А. Никитин – 4 голоса.

2.    В категории «Мастерство в ведении практических занятий»: Г. К. Панкова – 8 голосов, Н. А. Корнилова – 2 голоса, Л. А. Крылова – 1 голос.

3.    Категория «Методическое обеспечение учебного процесса»: Телерадиожурналистика в упражнениях, тренингах и творческих практиках: методические материалы для преподавателей / под ред. М. А. Бережной. СПб.: СПбГУ, Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций, 2014. 204 с. (учебное пособие) – 8 голосов; Современный русский язык: учебник для вузов / под ред. Л. Р. Дускаевой. СПб.: Питер, 2014. 352 с.; Современный русский язык: сборник упражнений по орфографии и пунктуации / отв. ред. В. И. Коньков. СПб.: СПбГУ, Ин-т «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», 2014. 188 с., Современный русский язык: практикум / под общей ред. Л. Р. Дускаевой; отв. ред. Т. Ю. Редькина. СПб.: СПбГУ, Ин-т «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», 2014. 200 с. (учебник и учебные пособия) – 4 голоса.

2. Анализ открытых лекций (прошу не забыть восстановить по блокнотам и пр. записи - кто ходил на ОЛ коллег).

1 и главный - о проведении открытых лекций (он связан с учебным планом аспирантуры).

К нам, как всегда, придут аспиранты со своими рецензиями на ОЛ. Еще мы приглашаем всех, кто проводил ОЛ в этом семестре (от нас с вами зависит, придут коллеги или нет).

Первое слово предоставим именно им: ощущения после подготовки и проведения лекции, полезный и неполезный опыт. Если кто-то не может прийти, но хотел бы принять участие в обсуждении, возможно заочное участие (просто надо прислать свои комментарии по почте). Прошу всех, кто ходил на ОЛ, систематизировать свои впечатления (письменно), чтобы мне не записывать с голоса.

Прислали свои комментарии Н. С. Цветова и А. Ю. Быков, Ю. Б. Балашова.

Георгиева Е. С.: Накануне из письма Алексея Юрьевича узнала о собрании методкомиссии по открытым лекциям. К сожалению, не смогу присутствовать, так как болею и нахожусь дома.

Кратко делюсь своими впечатлениями. Моя открытая лекция практически не отличалась от тех лекций, которые проходят в штатном режиме. Главное отличие в том, что лекцию пришли послушать Вы, Алексей Юрьевич, Сергей Борисович и несколько моих студентов с 1-го курса. Внимание коллег всегда вызывает волнение.

В плане подготовки и проведения занятия - все прошло как всегда, в таком формате я веду лекции по истории зарубежной журналистики. По моему мнению, открытые и "обычные" лекции не должны отличаться по качеству и содержанию. Конечно, необходимо учитывать различные факторы, такие как количество присутствующих, степень подготовленности аудитории и т.д. Что я и постаралась сделать, надеюсь у меня получилось.

Хотелось бы подчеркнуть, что было очень интересно, полезно и приятно услышать впечатления коллег после окончания открытой лекции.

Быков А. Ю.

Я побывал на двух открытых лекциях – В.А. Никитина и Е.С. Георгиевой. Краткие впечатления об этих занятиях прикладываю к письму. Присутствовал также на публичной лекции О.С. Кругликовой – об этом не написал, насколько понял эту лекцию мы не обсуждаем.

ОТКРЫТЫЕ ЛЕКЦИИ (1 семестр, 2014-2015 уч.г.)

Никитин Владимир Анатольевич, доцент кафедры медиадизайна и информационных технологий, канд. истор. наук, доцент
Тема лекции: Современная периодика и характер ее иллюстрирования
Дисциплина: Иллюстрирование периодики и бильдредактирование
Журналистика, магистратура (профиль – «Медиадизайн»)
Очная форма, 2 курс, 30 сентября, 10.40-12.10, 502 ауд.

Занятие было построено на основе анализа собственного опыта лектора. Речь шла о проекте «XX век – Санкт-Петербург – Фотография», о работе в изданиях «Советская Россия», «Родина», подготовке фотоальбомов.

Автор познакомил обучающихся с краткой историей ряда проектов и создания отдельных работ, рассказал об особенностях иллюстрирования периодики на разных исторических этапах. Обсуждались работы многих фотографов, с которыми В. А. Никитина связывают личные знакомства. Это позволило проанализировать творчество этих людей не отстраненно, с позиции стороннего наблюдателя, а с позиции человека, находившегося в мастерской творца. Такой подход обращения к личному опыту работы является ценным, позволяет познакомить аудиторию со многими важными и скрытыми деталями профессиональной деятельности (чему не всегда может уделить внимание преподаватель, напрямую не связанный с практической журналистикой).

В ходе занятия лектор вовлекал аудиторию в дискуссию, вынося на обсуждение проблемные вопросы о качестве фотографий и иллюстраций, концепции создания того или иного проекта. Преподаватель вместе с аудиторией обращался к обсуждению материала, который был рассмотрен на предыдущих занятиях, что позволяло актуализировать старые знания.

Лекция сопровождалось презентацией, где были представлены необходимые иллюстрации и иной материал, который обсуждался в ходе занятия.

Георгиева Елена Савова, доцент кафедры международной журналистики, канд. полит. наук
Тема лекции: Журналистика Германии с момента зарождения до конца XVIII века
Дисциплина: История зарубежной журналистики
Журналистика, бакалавриат, очно-заочная форма, 3 курс
Дата и время проведения: 24 октября, 18.50-20.20, 512 ауд.

Материал лекции был связан с далекой историей – развитием журналистики Германии до конца XVIII в. Такие события в силу разных причин непросто преподносить аудитории. Зачастую у студентов отсутствует интерес к тому, что было несколько столетий назад, не всегда можно отыскать уникальный материал, которого нет в известных учебниках, многое напрямую зависит от мастерства лектора, который должен грамотно выстроить занятие, чтобы не перегрузить аудиторию излишними историческими фактами и датами. Е. С. Георгиевой во многом удалось справиться с подобными трудностями. Обратим внимание лишь на некоторые приемы, которые позволили сделать лекцию интересной и привлечь внимание аудитории.

Лектор смог выделить наиболее значимые события для развития журналистского процесса в рассматриваемую эпоху и сосредоточить внимание студентов именно на них (деятельность Мартина Лютера, Цензурный эдикт 1788 г. и др.). Возможно, четкая периодизация, выделение хронологических этапов привели бы к такому же результату, однако использованный подход также позволил не «утонуть» в историческом материале и обозначить логику развития исторических событий.

Е.С. Георгиева в ходе чтения лекции обращала внимание на специфику исторических эпох (например, Возрождению), события социально-политической и культурной жизни. Это во многом объясняло, в каких условиях проходило развитие газетно-журнальной периодики и позволило самому автору курса и слушателям взглянуть на развитие информационных процессов Германии в более глобальных масштабах, лучше разобраться с причинами и последствиями тех или иных событий.

Наконец, следует отметить качество презентации, которой сопровождалась лекция. Наряду с привычным текстовым материалом, в ней было немало портретов известных людей, географических карт. Такой изобразительный ряд позволяет наглядно представить развитие исторических событий, оставляет в памяти образы исторических фигур прошлой эпохи.

Цветова Н. С.: Я в этом семестре посетила две открытых лекции (Натальи Анатольевны Павлушкиной, Константина Алексеевича Алексеева).

Обе лекции я оцениваю очень высоко. Лекторы разные, материал разный, методически лекции выстроены по-разному, но мне было в обоих случаях интересно.

Сама прочитала открытую лекцию.

Считаю, что открытая лекция - огромная психологическая нагрузка для преподавателя.

Но нахожу все-таки эту нагрузку оправданной (если не предполагать ее выполнении, например, ежегодно).

Для лектора открытая лекция - возможность и необходимость критично отнестись к используемым методикам и содержанию собственных лекций, возможность получить рекомендации коллег. Это полезно!

Слушателей открытая лекция может подвигнуть на обновление своего преподавательского инструментария, заставить задуматься о важных и актуальных дидактических проблемах. Например, те занятия, на которых я была, актуализировали размышления о возможности, способах использования разного типа презентаций на лекционных занятий. Мне кажется, что для современного образовательного процесса - это серьезная проблема, т.к. убеждена, повальное увлечение компьютерными технологиями может приносить абсолютный вред.

Ю. Б. Балашова

Открытая лекция К. А. Алексеева «Журналистика России во время Первой мировой войны» была прочитана в рамках дисциплины «История СМИ» у студентов 3 курса очной формы, обучающихся по специальности «Реклама и связи с общественностью».

Первое и главное достоинство предложенного лектором методического подхода – это широта охваченного материала. К. А. Алексеев стремился представить студентам разноплановый журналистский материал, погружённый в исторический контекст. Так, пропагандистское сопровождение Великой войны лектор продемонстрировал на репрезентативном примере карикатур, маркирующих оба противоборствующих лагеря. Особое внимание было уделено системе контроля за печатью. Подробно рассматривалась ситуация с газетной периодикой; освещался вопрос о деятельности военных корреспондентов.

В качестве лейтмотива фигурировал официально создаваемый образ народный войны (по аналогии с войной 1812 г.). В качестве вывода был заявлен тезис о том, что именно пресса раздула образ внутреннего врага, что привело к подрыву авторитета власти и – как итог – её краху.

Лекция была проведена на высоком уровне и рассчитана на достаточно подготовленную аудиторию. Определённая издержка такого подхода связана с тем обстоятельством, что студенты явно не успевали осмысливать и записывать не самую простую для усвоения информацию, для чего требовалось вводить больше пауз.

Фещенко Л. Г.

Открытые лекции, которые я посетила

Алексеев К. А.: высокая культура лекторской работы (презентация, яркая, четкая, интонированная речь, преподавание истории журналистики как очень современное знание – очевидны аналогии, никак автором не выделенные), наглядное представление истории – современность даже в использовании гаджета вместо бумажного конспекта или карточек.

Блохин И. Н.: по характеру сугубо академическая лекция (несмотря на наличие презентации), высокий уровень материала, на слайдах вопросы и рекомендованная литература – с комментарием (магистратура), потом вопросы повторяются в заголовок слайда, комментарий по рекомендованным спискам литературы – авторские подходы и цитаты. Но даже на научной конференции стремятся упаковывать, продавать информацию (только один скриншот и только одна картинка). Порекомендовать сканы обложек описываемых / рекомендуемых книг.

Георгиева Е. С.: приветствие студентов (особенно тех, с кем я еще не знакома), безупречное владение собой, преамбула о структуре курса. Свободное владение материалом, очень много информации по предмету. Нужна более четкая рубрикация лекционного материала – для контроля логики (этапы развития, смена видов изданий). Лекция важна и интересна для преподавателей истории журналистики – общие проблемы (как организовать материал по хронологии – даты, люди, издания – сохраняя занимательность материала, выделяя главное), необходимые исторические параллели (Н.Я.Эйдельман – день в истории), типологические параллели (что в это время в России, Британии), что помнят из предыдущего периода.

Гурушкин П. Ю.: самопрезентация (о кафедре, о диссертации и учителях), активная работа с аудиторией, смайлик и подведение итогов.

Павлушкина Н. А.: специальный ролик-обращение Андрея Ивлева, записанный именно для этой лекции и для этих студентов (прием надо доработать, но перспективный и современный – «я смотрела, вы не записывали, а было очень много важного и полезного; потом на практике я еще спрошу об этом»); в конце – про монетизацию контента – награда и информация о небольшой премии, постоянно о связи материала этой лекции с практическими занятиями, о личном журналистском опыте.

Скрипюк И. И.: смогла спросить своих магистрантов о впечатлениях, главная мысль – уровень восприятия юмора зависит от уровня интеллекта.

Цветова Н. С.: «Литература вновь стала явлением социально значимым» (504 ауд. Заполнен до отказа, единственный комментарий на сайте – где проходит ОЛ). Корреспондент КП – элементы лекции-диалога в конце.

Филатова О. Г.:

ПЛ О. С. Кругликовой (есть на сайте СПбГУ видеозапись)

Мастер-класс: С. И. Сметанина, А. А. Пронин, А. В.Якунин
Отклики слушателей

Очень правильное решение привлекать специалистов в своей области для того, чтобы экскурс в изучаемую тему был полным, компетентным и информативным. Грамотно выстроена структура мастер-класса: лекторам удалось обеспечить преемственность знания и показать развитие визуализации в динамике: от рисунков в журнале до современных мультимедийных технологий. Мастер-класс оказался очень полезным и наглядным. Надеюсь, что таких не совсем обычных лекций станет больше. Это действительно интересно и познавательно. Спасибо всем, кто подготовил данный мастер-класс. Камила Мирзакаримова

Я бы вспомнила первую газету, над которой работала. В 2007 году в рамках конкурса Эко-газет мы делали издание для Водоканала. И создали «героя», ползающего по страницам. Усилия наши никто не оценил, и сегодня я поняла, что этому герою не хватало эмоций, информационной нагрузки. Так что мы сделали бессмысленную работу. Спасибо за мастер-класс – потрясающие новые знания. Мария Медведева

Я была удивлена! Очень интересно. Hi-tech сочетается с журналистикой! Шикарно!!! Фань Синьтун

О, визуализация, ты – мир! Удивительны возможности слова: при помощи языка можно выразить мысли и чувства, убедить кого-то, доказать неправоту другого человека. Но есть и еще кое-что, что может встать рядом со словом, помочь ему в любом нелегком деле. Это изображение. То, что можно описать десятком слов, иногда лучше показать. Фотографии, рисунки, инфографика, моделирование, видеовозможности визуализации безграничны! Как здорово, что нам рассказывают об этом, показывают великолепные примеры. Сразу хочется открыть книгу и научиться делать классные иллюстрации к текстам. Татьяна Кокорина

Слушали мастер-класс о визуальных решениях в научно-популярной журналистики. Конвергентная графика, 3D-репортажи, визуальные туры. Вдохновляет! Оксана Соловьева

Мастер-класс помог в очень сжатый срок структурировать информацию по теме, в которой до этого я ориентировалась очень поверхностно. Практической пользе послужат те идеи, которые возникали во время семинара и которые я смогу теперь использовать в своей работе. Не представляла до этого, что визуализация таит в себе такой потенциал! Анастасия Данченко

В последнее время стала особенно вдохновлять идея передачи информации посредством визуальных решений. Мастер-класс поэтому оказался вдвойне полезным. Особенно порадовало многообразие примеров. Ксения Мажорова

Больше, чем просто мастер-класс. Доступно, наглядно, актуально. Мария Чертухина

Что мне очень понравилось и с живым интересом узнавала, как при помощи визуализации журналисты повышают аттрактивность своих материалов. Я бы хотела научиться подбирать качественные и точные изображения к своим текстам. Спасибо! Северина Стефанова

Ощущение силы, которую создает тандем слова и «картинки», ощущение космического, когда это не просто тандем, но симбиоз. После таких мастер-классов хочется творить. Вот как можно постичь вдохновение, а не ожидать его. Филипченко Наталья

Сегодня в надежде расширить список литературы к моей диссертации, которая посвящена визуализации, я отправилась на мастер-класс. В результате не только расширила список, но и запланировала новый параграф. День удался! Евгения Соколовская

Анализ / обратная связь

Важный ресурс контроля качества (новые технологии, содержание обучения)

Пока – только анализ сайта (ежегодно) и обсуждение.

Как организовать проверку присутствия гостей на ОЛ, как проверить / выявить впечатления слушателей?

Возможно, поручить преподавателю задать в конце лекции вопрос: поднимите руку, кто пришел на ОЛ по приглашению? См. опыт С. И. Сметаниной (заполнение небольших карточек). Возможно, представитель комиссии от кафедры должен ассистировать лектору (пока – только информационное сопровождение).

Анкетирование: кто может раздавать анкеты? Кто анализировать? Содержание: оценка, источник информации об ОЛ, пожелания.

Как стимулировать большую активность членов комиссии?

Как стимулировать интерес кафедр к ОЛ коллег?

Подумать и вернуться к обсуждению этого вопроса на заседании в январе. Сохранить квоту – 1 человек от кафедры.

Большая проблема информационного сопровождения – неряшливость понятийного аппарата: публичные, открытые, гостевые лекции и мастер-классы!

3. Аннотации СД.

Готовность аннотаций спецдисциплин (для утверждения на Ученом совете приложения к учебному плану) - у нас написано, что если аннотаций нет к 5 декабря, то из утвержденной заявки исключаются. Давайте не будем нарушать утвержденный принцип.

- готовность – К. В. Прохорова, С. А. Черкашина,

- нарушена продуманная логика (соотношение дисциплин по курсам и формам обучения) включением в учебный план 6 заявок от МИТ, перенос заявки с 3 на 4 курс очной формы (как с другими заявками?), нет сведений от ТЖиМК.

- вопросы.

Разное

1. О просьбе научной комиссии «провести работу по внесению изменений в учебный и учебно-методический комплексной методики рейтинговой оценки НПР».

Прошу посмотреть и сформулировать позицию по предложениям:

1.1. Добавить два пункта в раздел "Учебно-методическая работа": 40 – руководителю профиля магистратуры, 20 – руководителю защищенной МД..

1.2. "...если что-то будете объединять или делить...".

Балашова Л. П.: Предложения научной комиссии по рейтингу (касающиеся руководства магистерской программой и маг. дис.) - полностью поддерживаю.

Цветова Н. С.:

1. Мне кажется, что в рейтинговую шкалу следует внести пункт "Работа в ГАК

в иных образовательных учреждениях".

Я работаю уже несколько лет председателем ГАК в магистратуре в Герценовском университете.

Работы много. Практически не оплачивается. Между тем, мне представляется, во-первых, эта работа все-таки влияет

на повышение престижа ВШЖиМК СПбГУ. Во-вторых, эту работу можно использовать для рекрутирования наших будущих абитуриентов в аспирантуру или магистратуру.

2. О выдвижении на конкурс учебника «История русской журналистики»

3. О представлении учебного пособия к присвоению грифа УМС по журналистике

4. О смене научного руководителя магистерской диссертации Задорновой Анастасии Константиновны (1 курс, 031600 – Реклама и связи с общественностью).

Постановили: вместо Е. А. Шарковой назначить научным руководителем магистерской диссертации А. К. Задорновой Д. П. Гавру.

Фещенко Л.Г., предс. учебно-методической комиссии. Дата размещения – 16.01.15 | 16 января 2015

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль