Мастер-класс Леонида ПАРФЕНОВА. 17 марта 2011 года

17 марта 2011 года со студентами нашего факультета встретился известный журналист и телеведущий Леонид Парфенов, выпускник факультета журналистики ЛГУ/СПбГУ 1982 года.

Этого события факультет ждал долго. Желающие попасть на встречу с Леонидом Геннадьевичем занимали в аудитории за несколько часов до начала. Парфенов приехал не с пустыми руками: факультету он подарил серию книг «Намедни». По его словам, он не рассчитывал на большую популярность книжного варианта проекта, но эта работа его очень увлекла. И в скором будущем в свет выйдет пятая книга этого цикла. Затем журналист показал небольшие отрывки из своих последних фильмов «Птица-Гоголь», «Зворыкин-Муромец», рассказал о съемках, и ответил на многочисленные вопросы студентов.

В первую очередь зрителей интересовали воспоминания журналиста о своих студенческих годах. «Университет для меня – тогдашний Ленинград. А это был театральный бум, я ходил в театры два раза в неделю. Все увлекались андерграундом, который ассоциировался с рок-музыкой. Много всякого слушали. Это был не вопрос свободы – это была жизнь, - поделился Парфенов. - Были производственные практики, была возможность работать, писать. Я жил в общежитии со студентами из стран народной демократии и от них узнал, что социализм может «тюкать по башке» не каждую секунду, а хотя бы раз в минуту».

Во время встречи Леонид Геннадьевич избегал красивых высказываний о высоком предназначении журналистики: «Это же не «Эрмитаж»! Под искусством я понимаю «фикшн» – придумывание чего-то нового. Если вы считаете искусством то, что я делаю, – ради Бога. Для меня это ремесло. Конечно, мы в гуманитарной профессии не можем в 18.15 все закрыть и ключ на гвоздик повесить. Но все-таки журналисты – люди». Взвешенно он отнесся к вопросам о справедливости и честности журналиста: «Вы говорите о каких-то очень серьезных, пафосных понятиях. Это все-таки должно быть ремесло, дальше вопрос институциональных условий. Если редакция сама себе хозяйка – это журналистика».

Парфенов категорично высказался о том, что политической журналистики в стране нет, и посетовал на то, что абсолютные тиражи у нас ниже, чем в Эстонии: «Питерский тираж «Коммерсанта» восемь или девять тысяч. Это никуда не годится! Абсурд! И в СМИ нет места правительству. В русском языке слово «казенный» имеет два значения: относящийся к госсобственности и скучный. Вот возьмите «Российскую газету» и все поймете!»

Без всякого удовольствия именитый выпускник отвечал на философские вопросы о мере влияния журналиста на общество, о том, есть ли шансы выиграть борьбу за свободу слова, какая эпоха ему ближе, с чем связан его уход в свободное плавание и не хотелось ли когда-нибудь «повесить бутсы на гвоздь». Он много говорил о том, что просто занимается своим делом: «Я поступал сюда, потому что хотел быть журналистом. Если журналистика несвободна, неинтересна – есть много других профессий!» А в конце встречи добавил: «Я же больше ничего не умею делать, даже гвоздь вбить не смогу, чтобы эти бутсы повесить!»

Елена Иванченко

Всего страниц 8

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль