Второе рождение «Ратной палаты»

Группа магистрантов профиля «Историческая журналистика» вместе с заведующей кафедрой истории журналистики, профессором Людмилой Громовой посетили единственный в России музей Первой мировой войны - «Ратную палату» в городе Пушкине.

История появления музея в Государевой Ратной палате необычайно интересна. По инициативе Николая II в Царском Селе еще до 1914 года было начато строительство храмов, многочисленных административных и общественных зданий, составивших ансамбль в стиле русского искусства XV–XVII вв. Центром этого комплекса должна была стать Государева Ратная палата. Первоначально в «Ратной палате» собирались организовать музей истории побед русского оружия. Основой коллекции хотели сделать собрание икон, картин, вооружения и документов о прошлых войнах, которое было подарено Николаю II Еленой Третьяковой (вдовой Сергея Михайловича Третьякова, брата основателя Третьяковской галереи).

После начала войны с Германией в 1914 году было принято решение создать в «Ратной палате» Музей Великой войны, разместив здесь трофеи с полей сражений и большую галерею портретов георгиевских кавалеров. Задумка была реализована, но музей просуществовал совсем недолго. В 1918 году он был закрыт, многие экспонаты были уничтожены и разграблены. В этом здании в 20-30-е годы прошлого века проходили литературные вечера, на которых выступали Сергей Есенин, Всеволод Рождественский, Федор Сологуб.

В начале Великой Отечественной войны Пушкин был захвачен немецкими войсками. Здание утратило почти все элементы декора и после войны использовалось лишь как складское помещение. Только в 2010 году оно было передано музею-заповеднику «Царское Село», тогда и начались работы по воссозданию музея. Сейчас, спустя сто лет, музей вновь отрыли для посетителей. В экспозиции - подлинное вооружение, предметы быта участников Первой мировой войны, документы, фотографии, макеты и карты. Во внутреннем дворе можно увидеть образцы военной техники, некоторые из которых участвовали в боевых действиях.

Кстати, здесь же, во внутреннем дворе, приютили многострадальную мемориальную доску российскому офицеру и финскому маршалу Карлу Маннергейму. Изначально доска была открыта в 2016 году на фасаде здания военной академии материально-технического обеспечения. Доску трижды обливали краской, расстреливали и даже пытались изрубить топором. Причина тому – неоднозначное отношение петербуржцев к фигуре Маннергейма. Из-за такой реакции доску пришлось демонтировать, и теперь этот памятный знак хранится в «Ратной палате» как своеобразный символ исторических споров уже в современном российском обществе.

Сама же экспозиция в «Ратной палате» состоит из нескольких больших залов, посвященных истории её создания: России накануне Первой мировой войны; странам Антанты; Российскому императорскому флоту и авиации в военные годы; семье Николая II; самому императору. Особое внимание посетителей привлекают стенды о духовенстве в годы войны и подвигах сестер милосердия, которые с риском для жизни спасали русских солдат и офицеров на полях сражений. В годы Первой мировой войны оказание помощи раненым под огнем противника стало отмечаться боевыми наградами. Многие сестры милосердия Красного Креста получили Георгиевскую медаль с надписью «За храбрость».

Привлекает внимание и зал, посвященный авиации, тем более что в самом центре «Ратной палаты» под высоким потолком расположен в натуральную величину русский самолет «Лебедь VIII». Авиация многих европейских стран в год начала Первой мировой войны только начинала развиваться, а в России к 1914 году было 263 самолета – это больше, чем у любой другой страны. Но, увы, потенциальные возможности авиационной промышленности стран западной Европы во многом превосходили возможности Российской империи.

Экспозиция рассказывает про животных и, как ни странно, про птиц, участвовавших в ходе боевых операций. Собак, например, ставили в караульную и сторожевую службы, их использовали и в санитарных отрядах. В 1912 году был сформирован первый в России питомник военно-полевых собак. На фронтах работали и голуби: существовали даже специальные голуби-шпионы.

Посетители надолго задерживаются и около военно-полевой кухни. Ее изобрел Антон Федорович Турчанович. Его кухня позволяла приготовить обед (суп, кашу и чай) на 250 человек всего за четыре часа. Причем, еду можно было готовить не только на привалах, на кострах, как раньше, но и на ходу. Солдаты других армий, обвешанные неудобными котелками, завидовали русским.

Коллекция музея постоянно пополняется. Год назад неожиданный подарок «Ратной палате» сделал знаменитый сэр Питер Джексон, режиссер фильма «Властелин колец». Музей получил два комплекта полевого обмундирования времен Первой мировой войны – точные копии одежды, обуви и амуниции пехотинцев британского и шотландского полков.

Помимо постоянной экспозиции на базе комплекса «Ратная палата» планируют формирование большой библиотеки и архива, что было задумано еще в начале ХХ века. Кроме того, здесь складывается большой и слаженно работающий музейный центр, деятельность которого направлена на изучение истории России в годы Великой войны. Уже сейчас сделано много интерактивных карт, экранов, благодаря которым посетители могут получить дополнительную информацию. Интересен, к примеру, экран, посвященный искусству в годы Первой мировой войны. Самостоятельно можно познакомиться с картинами и агитационными плакатами, что оказалось наиболее близко и интересно магистрантам программы «Историческая журналистика». Кроме того, в музее во многих залах находятся экраны, куда выводятся слайд-шоу с фотографиями, кинохроникой. Благодаря современным технологиям «Ратная палата» переживает свое второе рождение. Хочется верить, что спустя столетие судьба этого музея сложится более счастливо.

Фото

Ксения Шаповалова - текст и фото | 30 июня 2018

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль