«Масс-Медиа Перспектива –2017»: как проложить мостик к ребенку в Интернете?

Международный студенческий конкурс коммуникационных проектов «Масс-Медиа Перспектива –2017» набирает обороты! В этом году тема соревнования – «Виртуальное поведение/реальные последствия». Участники разработают проекты на тему безопасности в социальных сетях.

Один из организаторов конкурса «Масс-Медиа Перспектива» Диана Григорянц побеседовала с кандидатом педагогических наук, доцентом СПбГУ Аллой Германовной Думчевой (кафедра педагогики и педагогической психологии) о том, как обезопасить детей в интернете. Участники конкурса смогут найти в интервью подсказку от Аллы Германовны о том, на что лучше обратить внимание при создании проекта.

– Алла Германовна, 14 сентября появилась новость о том, что депутат Государственной Думы Виталий Милонов хочет внести законопроект о социальных сетях, по которому регистрироваться в них смогут только совершеннолетние. Как вы считаете, рациональна ли такая мера с точки зрения психологии и почему?

– Идея радикальная. Это вызвано тем, что социальные сети сегодня являются большой проблемой для старшего поколения. Они еще не определились: хорошо это или плохо, опасно или безопасно. Поэтому законодатели и некоторые родители видят один выход – «не пущать», запретить, отстранить детей от социальных сетей, да и самим не входить в этот мир. Этот законопроект показывает, что взрослые бояться сетевого пространства. Но я уверена, что запретительными мерами эту проблему не решить, сколько бы подобных законов не приняли в Государственной Думе.

– Мы выяснили, что запреты бессмысленны даже на законодательном уровне. Тогда с какого возраста ребенка можно «приобщать» к социальным сетям?

– Однозначного ответа нет. Поскольку технологии довольно молодые, психологических норм нет. Мы пока не знаем, что значит вести себя «нормально» в социальных сетях. Конечно, есть правила сетевого этикета, но они существуют только как отдельные характеристики, а конкретных психологических норм еще никто не сформулировал. А раз нет нормы, то нет и возможности давать рекомендации для 70% населения. Что касается того, как объяснить детям правила поведения в социальных сетях, начнём с того, что есть такое понятие «цифровые аборигены». Мы убеждены, что современные дети более продвинуты в интернет-пространстве, чем их родители: Было доказано, что это абсолютная иллюзия. Основной разрыв не между поколениями «отцов и детей», а между семьями. Это основная проблема. Что я имею в виду: основные противоречия возникают не просто потому, что «ты ребенок, а я взрослый», а потому что одни дети с одним социальным опытом и уровнем жизни, а другие – с совершенно иным. У нас в 90-х годах произошла дифференциация общества, которая больше всего ударила по семье. В одной семье – нормальные отношения, поэтому для них, что в онлайн, что в оффлайн социальная сеть – только средство общения между собой. В другой семье – разрыв может быть и между родителями и детьми, и вообще разрыв с этим миром. Проблема как раз возникает у тех детей, у которых семья маргинальна, не в том смысле, что она малообеспечена, она маргинальна социально-психологически, ценностно не развита, духовно никак не осознаёт свои приоритеты, внутри семьи бывают странные отношения: не просто «ненавижу», а вообще нет никаких связей. И вот такие дети – групппа риска, они попадают во все эти «синие киты».

— Какие игровые техники существуют, которые помогут родителям объяснить детям, что можно, что нельзя в социальной сети?

— Во-первых, взрослые должны быть с ребенком на одной волне, вместе играть в игры, в которые он играет в цифровом пространстве, иначе можно стать аборигеном. Это как стоять на берегу и кричать лодке, которая уплыла. Я не буду давать вам готовых рецептов, но тренды, которые смогут снизить непонимание между детьми и родителями, назову. Как специалисты, вы знаете, что информационная сеть от живой отличается тем, что построена по принципу гипертекста – это когда разные блоки сопряжены в интернете. Такая структура совершенно не похожа на стиль мышления человека доинтернетной поры: нас учили логическому, последовательному, однозначно правильному мышлению. Сейчас сознание людей многополярно, многовариантно, несравнимо даже с 3Д и 7Д. Поэтому-то мы и не можем получить однозначный рецепт того, как нам взаимодействовать с детьми по поводу этой проблемы. Если говорить об ответственной позиции родителей, я приведу ряд примеров из жизни. Ответственные родители вместе с детьми играют в компьютерные игры, потом обсуждают героев, влияя на детей своим ненавязчивым мнением о героях этих игр. Родители пытаются «вывести» то, что ребёнок переживает в сети, в оффлайн. Например, чтобы ребенок писал свои тексты на бумаге или хотя бы в редакторе планшета и только потом переносил это в социальную сеть. Мне импонируют родители, которые вместе с детьми ходят на разные фестивали блогеров. Родители должны быть безоценочны: не говорить «этот идиот», «этот дурак». Лучше задавать вопросы и давать паузы, чтобы дети высказывали своё мнение. Родители должны как-то умудряться читать тексты тех блогеров, которых читают их дети, чтобы обсуждать это с ними. Первый закон психологии: важно не то, что ребенок видит, а важно отношение родителей к этому. Второй закон психологии: закон об отсроченных результатах. Если мама сказала о своих чувствах к героям литературы, не навязывая при это свою позицию ребенку, это важнее, нежели просто запретить читать книгу, не объяснив причины. Пройдёт подростковый возраст, и для ребенка то мнение родителей сыграет важную роль, он вспомнит, что мама или папа сказали об этом герое или событии. Социальные сети грамотно используются сейчас в совместной деятельности детей, когда они вместе создают проекты в онлайн-среде. Это конструктивная деятельность. Но у многих родителей есть проблема: они боятся заходить в социальную сеть и транслируют свой страх детям. Это неверное поведение. Нужно разбираться, если хотите обезопасить детей.

– Стоит ли родителю регистрироваться в той социальной сети, в которой проводит время ребенок?

– Для начала должен быть налажен в диалог в реальном пространстве. Это единственный мостик к ребенку, единственная возможность не потерять его в онлайне.

– А если диалога в семье нет, и родители хотят создать хотя бы онлайн-коммуникацию, это может быть средством, которое поможет наладить отношения?

– Конечно, бывает, что родитель начинает понимать, что ребенок «уплывает» и создают профиль в социальной сети: так можно перейти от общения в сети к общению личному, в семье. Если же в оффлайне диалог не продолжается, онлайн-коммуникация без общения в реальной жизни — это не решение проблемы.

– Из нашего разговора следует, что основная проблема в семье? То есть, если ребенок в оффлайне с родителями ладит, то и в онлайне за него не стоит беспокоиться?

– Не совсем так. Ведь кроме семьи есть и другие социальные системы: школа, армия, церковь – где нужно подчиняться, выполнять правила. Поэтому не все дело в семье. Семья может быть любящая, дружная, но класс конфликтный – и это будет проблемой. В каждой из социальных систем нужно научить ребенка жить.

– Нашим участникам предложено разработать коммуникационный проект, который поможет детям понять тонкости поведения в сети. Какие советы вы можете дать, на что лучше направить свое внимание?

– Я советую участникам не потерять категорию «общения» при разработке своих проектов, не уходить просто в техники передачи и приема информации. Я бы поддержала те проекты, которые будут помогать формировать какую-либо общность между людьми. Также советую участникам исследовать актуальную повестку: какие идеи будоражат умы современных детей. Было бы интересно сравнить мысли детей с родительскими, и выстраивать проект на основе этих исследований.

Напоминаем, что конкурсные работы принимаются до 6 ноября 2017 года на электронный ящик mmp@jf.pu.ru.

Подробнее о правилах участия вы можете прочитать по ссылке

5 ноября 2017

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль