Дьяконов П. Г. Я ПРОСТО СКЛАДЫВАЮ БУКВЫ В СЛОВА

П. Г. Дьяконов, корреспондент журнала «Город», выпускник 1996 г.

Я ПРОСТО СКЛАДЫВАЮ БУКВЫ В СЛОВА

На факультет журналистики я попал в 1991 году. Первые два-три курса нашего университета дали мне основные знания. Это серьезная образовательная база: русский язык, отечественная и зарубежная литература, философия. Гаяна Галустовна Шарова, преподаватель по античной литературе, — одно из самых светлых воспоминаний. Это были феноменальные лекции. Журналистское мастерство мы постигали вместе с Антоном Алексеевичем Савенковым. Его яркие занятия научили нас работе со словом.

Я приехал в Петербург из небольшого уральского города Снежинска. Кстати, переселиться в Москву мне никогда не хотелось. В Питере я разместился в общежитии, которое стало для меня неотъемлемой частью студенческой жизни. Даже жалко бывало ребят городских, у которых этого нет. Дружба народов чувствовалась: африканцы, латиноамериканцы, арабы жили рядом. Кроме того, одно время я был помощником коменданта. Оказалось, что расселение студентов — очень нервная работа.

Помню, однажды я тушил пожар на факультете журналистики. Был какой-то период, когда курили на каждом углу. После всех лекций я уже шел домой, но вдруг на третьем этаже увидел, что из-под половиц идет дым. Видимо, туда попал чей-то окурок. Еще пять минут — и в одиночку я бы не справился. Я быстро сбегал за водой. В результате пожар был предотвращен. А об этой истории я тогда никому не рассказал. Еще я был старостой курса и выдавал всем стипендию. Как-то раз всем ее отпускали пятаками. Я поспорил со старостой старшего курса, что возьму бумажными купюрами. И выиграл.

Сейчас я поддерживаю отношения с теми однокурсниками, которые остались в нашей профессии. Только что получил письмо от Васи Остроумова, который работает журналистом в Коряжме в газете «Котласский бумажник». Очень много наших ребят сейчас можно встретить в пресс-службах.

Журфак дал мне связи и знакомства в профессиональной сфере. Но это все-таки учеба. А настоящим журналистом становишься, когда приступаешь к работе. Когда-то неожиданно для самого себя я попал в отдел происшествий газеты «Коммерсантъ». С этого и началась настоящая журналистская карьера. Мы сидели в огромном кабинете и делали криминальные новости. Потом пришло предложение перейти на Региональное телевидение, где тогда раз в неделю выпускались пятнадцатиминутные программы «Универсальный консультант» и «Криминальное досье». Там я стал автором и ведущим. Мы сотрудничали с пресс-службой милиции. Середина 90-х — времена лихие, тема криминала была особенно востребована. Потом я успел поработать и на канале «ТВ6 — Москва», и в журнале «Город». Кроме того, руководил интернет-изданием saint-petersburg.ru, проводил рекламные кампании, пока не пришел в апреле 2004 года на «Пятый канал».

Ежегодно на наш телеканал приходят стажироваться ребята с журфака. Их отношение к журналистике сразу четко проявляется. Кто-то покрутится с неделю и исчезает. Видимо, интереса нет к работе, душа к ней не лежит. В нашей профессии необходимы прилежание и старание. Нужно проникаться тем, что пишешь. Надо учиться складывать буквы в слова. А когда уже видишь свой труд в газете или на телевидении и ощущаешь гордость за себя, то, наверное, с этого момента ты и становишься журналистом. Для того чтобы тебя заметили, придется усердно работать. И не стесняться просить помощи у старших товарищей. Журналисту, конечно, нужен талант. Но он не заменит собой старания.

Сейчас среди тех, кто учился на факультете журналистики, модно стало его ругать. Действительно, многие выпускники журфака работниками СМИ не становятся. Но есть в таких словах какое-то лукавство. Журналистское образование помогает устроиться в жизни, пусть даже в другой профессиональной сфере. Учиться всегда полезно. По сравнению с филологическим, медицинским и другими факультетами, получать образование на журфаке намного легче. Это значит, что у студентов есть время совмещать обучение с практической деятельностью. Укоряют факультет журналистики за недостаток преподавателей-практиков. Хотя, может быть, и лучше, чтобы какие-то системные, базовые знания преподавали специальные люди — теоретики. Минус практиков в том, что они стремятся все упростить.

Наша профессия привлекает тем, что она дает возможность общаться с самыми разными людьми, попадать в запутанные ситуации. Журналист получает жизненный опыт, который ни с чем не сравнится. Это целый калейдоскоп событий. Но здесь же кроется и минус: очень часто человек становится не в меру циничным. Кроме того, если ты ежедневно делаешь новости, времени на себя не остается. Не можешь больше работать — упал и спишь. Проснулся — и снова за работу. Отпуск воспринимается как нечто неожиданное, невероятное. Многие на такой работе быстро сгорают.

Мне одинаково интересно и на телевидении, и в печатных изданиях. Везде есть свои плюсы. Если ты пишешь в еженедельный журнал, у тебя есть время для разработки проблемы и достаточно места на полосе, где ты можешь изложить факты так, как ты их видишь, дать им свою трактовку и оценку. Есть больше шансов, что читатель поймет твою мысль. На телевидении все подается концентрированно: то, что излагается в газете одним абзацем, здесь нужно ужать в одно предложение и при этом постараться отразить все нюансы. Все это ужасно интересно, но в цейтноте страдает творческая составляющая профессии.

Журналисты любят представлять себя борцами за истину. Однако нередко наши коллеги принимают за правду то, что является односторонним взглядом и неполным пониманием проблемы. Когда начинаешь разбираться в, казалось бы, прозрачных бытовых конфликтах, правда немного «смещается по вектору». Народный гнев не всегда бывает праведным. Правду сначала надо увидеть и сказать, а потом уже становится легко за нее драться.

ФОРМУЛА УСПЕХА

Не нужно ждать, пока ты закончишь университет. Подход «Я сначала получу диплом, а потом стану профессионалом» мне совершенно непонятен. Такого не будет, особенно в журналистике. Это доктором ты можешь быть только после окончания вуза, и то не мгновенно. Журналистом надо становиться сразу, а не ждать чего-то. Учеба на журфаке и журналистика — это не одно и то же.

Еще важно не бояться неудач. Не стоит принимать за полный провал материал, который не принял редактор. Жизнь на этом не закончилась. Пережил, трезво оценил свои ошибки — и опять трудишься.

Надо не зарываться в самовеличии, но помнить о своих лучших работах. Положительная энергия, идущая от таких воспоминаний, может воодушевить тебя на написание новых шедевров.

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль