Тарарина И. М. МЫ ИЗ ШЕСТИДЕСЯТЫХ

И. М. Тарарина, руководитель Школы журналистики Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, выпускница факультета журналистики СПбГУ 1964 года

МЫ ИЗ ШЕСТИДЕСЯТЫХ

На факультете журналистики мы учились в замечательное время — в светлые шестидесятые. Била фонтаном, кипела, бурлила культурная жизнь в Ленинграде. Мы страстно желали увидеть и услышать все и разрывались, бегая с лекции на диспут, с диспута на концерт или выставку. Диспут «Отцы и дети» в ЛГУ с участием академика Александрова запомнился как великое откровение. Мы могли спорить! С кем! С академиком!

На диспуте «Физики и лирики» мы до хрипоты отстаивали свою точку зрения — лирики важнее, хотя сейчас понимаем: одно с другим прекрасно уживается.

Вечерами бежали слушать «Ленинградский диксиленд», а ночью стояли в очереди за билетами на фильмы итальянских неореалистов. Нам было безумно интересно жить и интересно учиться.

Университетские педагоги во всем были нашими единомышленниками, мы находили полное взаимопонимание. У нас сложились какие-то особенно теплые, доверительные отношения. Но мы не были бы журналистами, если бы не находили повода для подтрунивания над каждым. Педагоги в долгу не оставались и тоже принимали нас не слишком всерьез. Но учили очень хорошо. В роли отца родного был, конечно, декан факультета Александр Федосеевич Бережной. Океаны слез были пролиты в его жилетку. Хвостисты и прогульщики шли к нему с покаянием. Он всегда входил в положение, и вопрос чаще всего решался в пользу студента. Нашим всеобщим любимцем был Сергей Васильевич Смирнов — молодой, красивый, стройный, подтянутый, очень умный.

Через много лет, когда я организовала во Дворце творчества юных Школу журналистики и мы начали выпускать свою газету «Поколение», я как-то взяла своих учеников, газету, и мы отправились к Сергею Васильевичу. Он был уже стареньким, но с ясным умом и памятью. Он внимательно прочел нашу газету и долго говорил с ребятами. Какой это был разговор! Высокопрофессиональный и в то же время понятный детям, поучительный. Думаю, ребята запомнят его на долгие годы. Сергей Васильевич сказал добрые слова о газете, восхищался, какие способные дети растут, много говорил о жанрах, о том, что дети мало используют их разнообразие.

Читая сегодня наши взрослые газеты, я вспоминаю тот разговор с Сергеем Васильевичем и горько усмехаюсь. У меня есть большое сомнение — знают ли вообще авторы этих газет о существовании журналистских жанров?

Я закончила факультет журналистики в 1964 году. Может быть, мы устарели со своими допотопными принципами. Но я убеждена: все, что давали нам педагоги университета, и то, чему пытаюсь я научить своих учеников, — это настоящая профессиональная Журналистика, замешанная на уважении к русскому слову, высокой профессиональной этике, уважении к читателям и… романтике.

Как-то на нашем выпускном экзамене зашел спор: романтическая ли профессия журналиста. Современный зубастый и довольно маститый журналист категориче-ски говорил — нет. Это грязная и жестокая профессия. Но мне было безумно приятно, что моя выпускница убедительно доказала — профессия очень даже романтическая. В шестидесятые нас воспитали романтиками наши педагоги, а теперь я передаю это ученикам Школы журналистики.

Что же такое наша школа?

Любой журналист знает, что закончить факультет журналистики — полдела. Дальше идет набивание шишек — приобретение профессиональных навыков. На это уходят годы.

Памятуя об этом, мы организовали свой учебный процесс так, что приобретение теоретических знаний, профессиональных навыков и творческий процесс связаны воедино. Мы используем естественную потребность ребенка целиком погружаться в игру и жить в ней. Дети, правда, у нас довольно большие — 8–11-й классы. Но все-таки — дети.

Кроме журналистики мы включили в программу школы такой обязательный предмет, как «Шедевры мировой литературы». Преподает его профессор Герман Николаевич Ионин. Тоже выпускник ЛГУ. Сама яркая, колоритная личность Германа Николаевича импонирует ребятам. Он прозаик, поэт. Он очень артистичен, ведет свои лекции ярко, интересно.

Он глубоко погружает детей в мир литературы, и детям открываются такие горизонты, такой неисчерпаемый источник для раздумий, для познания человеческой души, для открытия мира, какого никогда они не получили бы в школе. Как это потом пригодится им в журналистской работе!

Мы с однокурсниками до сих пор с удовольствием вспоминаем занятия стилистикой с Петром Яковлевичем Хавиным. Сколько открытий мы сделали для себя, слушая его лекции, делая интереснейшие упражнения! У него мы учились благородству, высокой нравственности. Нас очень трогало, что Петр Яковлевич называл студентов по имени-отчеству. У нас в Школе журналистики предмет называется не стилистика, а «Речевое мастерство журналиста». Как трудно научить мастерству владения словом современных подростков! Увы, они воспитываются не на русской классике. И тем не менее они проявляют большой интерес к предмету.

Я стремлюсь к тому, чтобы дух факультета журналистики ЛГУ присутствовал на наших занятиях, чтобы сохранялась та доверительная, раскрепощенная, творческая атмосфера, которая согревала нас. У нас есть прекрасный объединяющий момент — наша газета «Поколение». С первого дня занятий каждый ученик — корреспондент газеты. Вокруг нее кипят страсти, рождаются идеи, мы постоянно, денно и нощно в творческом поиске.

Каждый старшеклассник обязательно должен побывать в роли редактора газеты. Это он определяет ее главную идею, ищет материал, дает задания первогодкам, следит, чтобы эти задания выполнялись в срок. Я уверена: этот опыт не останется невостребованным в их журналистской работе. Конечно, ребята еще не совсем осознают, что именно они будут принимать эстафету у старейшин нашей журналистики. Для них это больше увлекательная игра, но мы, педагоги, не даем им возможности скатываться на уровень детской самодеятельности, делая снисхождение на их возраст. Нет! Требования те же, что и в профессиональных газетах: актуальность и новизна темы, четкость, ясность, выразительность языка. В газету идут только лучшие материалы. Плюс к этому мы стараемся воспитать в учениках чувство ответственности за то, что они делают. Несомненно, это залог их будущего успеха. Доказательство тому — успешная практика наших старшеклассников в газетах «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», работа в пресс-центре Законодательного Собрания. Закончив нашу Школу журналистики, ребята, естественно, подают заявление на факультет журналистики моего родного университета. И в большинстве случаев поступают туда. Приходя сегодня на факультет, я уже встречаю много знакомых лиц, и мне приятно: атмосфера шестидесятых с их романтикой и возвышенными стремлениями возвращается на факультет с моими детьми.

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль