БОГДАНОВ Всеволод, председатель Национального совета профессионального Союза журналистов, выпуск 1969 года

БОГДАНОВ Всеволод, председатель Национального совета профессионального Союза журналистов, выпуск 1969 года

Всеволод Леонидович Богданов, председатель Национального совета профессионального Союза журналистов, выпускник факультета журналистики СПбГУ 1969 года

В. БОГДАНОВ: САМОЕ ГЛАВНОЕ — ОТНОШЕНИЕ К ПРОФЕССИИ

— Всеволод Леонидович, кто из преподавателей остался в памяти? К кому вы обращаетесь в сложной ситуации? Кого сразу вспоминаете?

— У нас были очень разные преподаватели. Были Соколов, Саргонов — воодушевленные, с какими-то потрясающими идеями. Были Вяземский с нашим деканом вместе — люди строгие, которые придумали, что наш факультет сугубо партийный. Но вреда в этом не было, что факультет был партийный. Там много было смешных моментов. Например, нам запрещали дружить с девушками с филфака. Считалось, что это порочно: если девушка с филфака твоя подружка, значит, ты как-то не так себя будешь вести. Вот такой был партийный подход к профессии. Были и преподаватели, которые оставили у меня особенно сильное впечатление, — это бывшие фронтовики: Емельянов, Алексеев. Это были потрясающие парни, я бы сказал, которые прошли огни и воды. И они понимали цену жизни, понимали цену любого вопроса в политике, в экономике. И общение с ними было в плане обучения самым прагматичным, потому что многие поступки личной жизни — не только у меня, а и у других студентов — совершались как бы на основе тех знаний, которые мы получили от преподавателей-фронтовиков.

— Сейчас бытует мнение, что профессиональное обучение журналистике не так уж важно. Можно закончить филологический факультет... И есть такие примеры. А вы считаете, что важно?

— Я думаю, что самое главное, действительно, не специальное образование, а отношение к профессии. Какое оно? Когда я защищал диплом, моим руководителем был Борис Гусев. Это замредактора «Известий», очень известный журналист, в то время просто звезда первой величины. А я писал очерки. У меня был творческий диплом по очерку. И очень были неплохие работы: в «Правде», в «Комсомолке»... Там не только были газеты, там были радиофильмы... Был сценарий телевизионного фильма про одного нашего коллегу, который учился на факультете сразу после войны, — Виктора Головинского. Фильм назывался «Ближние ручьи». Он был посвящен целиком журналистике. И теоретическая часть тоже была неплохая. Но я там доказывал, что журналистика — это среднее между наукой и искусством: что как у науки, такой же метод у журналиста — исследование, а как у искусства — человек и его отношение к жизни, только в искусстве иллюзорная модель, а у нас — адекватная действительности. То есть такая была база теоретическая. И это возмутило моего руководителя диплома. Он сказал: «Вы циники. Журналистика — это высшее искусство. Это высшее искусство, и это надо доказывать не только своей практикой, но и своими взглядами на жизнь». И когда была защита диплома, он выступил, сказал: «Я предлагаю этому нахалу построить тройку за его диплом. А оппонент, моей работы, замдекана Яковлев, сказал: «Вы что себе позволяете? Что вы такое говорите? Это лучший диплом за пятнадцать лет из творческих». И мне за диплом поставили отлично, сказали, что это лучший диплом. Так что отношение к журналистике для многих в то время было достаточно святое. И это, понимаете, самое главное, в конечном счете, как ты к этой профессии относишься. Я бы еще сравнил эту профессию с врачом, с юристом, когда нельзя уходить от сути твоей работы. Это не просто победа добра над злом, это не просто честность и искренность, а это профессиональное, дотошное исследование. Вот уроки, которые дали Глеб Успенский, Короленко, а также и советская, и партийная журналистика во многом... Способен ты вот на такую страсть к работе, верность, особенно в наше время, когда есть пиар, когда есть политтехнологии, за которые платят большие деньги, и можно уйти туда и построить свой быт, свою жизнь, но для этого надо предать журналистику? И сегодня этот вопрос со всей остротой встал перед тысячами журналистов, особенно в регионах. Начинаются избирательные кампании, и считается, что в этот момент можно продаться... Я очень горжусь, что не все идут на это. Если в цифрах — журналистики осталось восемь-десять процентов в средствах массовой информации, все остальное — пиар, реклама, заказуха, политтехнологии и так далее. Но мне думается, что, во многом благодаря нашей работе, можно помочь обществу выздороветь. Мы никакая не власть, но мы можем сделать так, чтобы появились новые люди в политике, в экономике, чтобы появились новые проекты, программы, идеи, нам этого всего сегодня не хватает. И я надеюсь, что журналистика поможет обществу.

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль