Проблемный репортаж на региональных телеканалах: сравнивая Красноярск и Петербург

Екатерина Евгеньевна Кашутчик

Научный руководитель ст. преп. О. Ф. Майдурова

Аннотация. Региональное телевидение представлено автором как безусловно важный для местного телезрителя сегмент медиасферы. Сравниваются проблемные репортажи на региональных каналах ТВК и 100ТВ, устанавливаются типичные характеристики жанра.

Проблемный репортаж прошел длинный путь развития, прежде чем обрел сегодняшний облик. Появившийся на заре телевещания репортаж представлял собой прямую некомментированную трансляцию. Совершенствование техники способствовало развитию жанра: материалы, выполненные в этом жанре, стали основой информационных программ. Изменения в социальной сфере в середине 80-х дали развитие проблемному репортажу, к началу 90-х остросоциальные материалы стали «визитной карточкой» появившихся еженедельных информационно-аналитических программ, а аналитические сюжеты в информационных выпусках стали обозначать как «специальные репортажи». Интенсивное развитие журналистики в последнее десятилетие XX века привело к появлению новой формы существования проблемного репортажа в эфире – специальный репортаж как формат цикловой программы.

Сегодня проблемный репортаж занимает особое место как в федеральном, так и в региональном телеэфире. Выполненные в этом жанре работы продолжают появляться в информационных и информационно-аналитических программах. Произошло закрепление нового формата цикловых программ: сегодня на большинстве региональных студий существует местный аналог программы «Профессия – репортер», которая по праву считается родоначальницей данного формата.

В ходе исследования было отсмотрено 55 проблемных репортажей, вышедших в программе «Большой репортаж» ТВК (г. Красноярск) и 65 «Специальных репортажей» 100ТВ (г. Санкт-Петербург). Анализ показал, что проблемные репортажи региональных студий имеют все свойственные проблемному репортажу жанровые характеристики. А именно: социально важная тема в основе (3; 54), яркое выражение авторского «я» (7; 230), аналитический подход в разработке темы (4; 16), высокий уровень художественности (2; 202), создание эффекта присутствия (6; 242), активность, стремительность, динамичность в развитии сюжета (5; 46). Наличие этих жанровых особенностей удалось выделить благодаря изучению истории становления репортажа как жанра. Особое внимание было уделено характеристикам проблемного репортажа, который стал выходить в эфир в формате специального репортажа в рамках цикловых программ в 90-х годах XX века.

Исследование показало, что формат специального репортажа, не изменил сути проблемного репортажа со всеми присущими ему жанровыми особенностями. Однако новый формат позволил журналистам использовать больше выразительных средств, заимствованных из художественной публицистики, дал больше вариантов и возможностей проявления авторского «я» в материале, расширить диапазон методов работы, использовать более сложные драматургические решения. Все это позволяет делать больший хронометраж, который предполагает формат.

Развитие регионального телевидения, появление множества частных телеканалов по всей стране привело к тому, что едва ли не в каждом регионе появился местный вариант классической программы «Профессия – репортер». Тематика и проблематика репортажей циклов таких программ характерна для регионального эфира в целом. Малая дистанция между каналом и его зрителем, высокая осведомленность журналиста о проблемах аудитории, преобладание социальной тематики в материалах, особый кредит доверия у зрителя к каналу, универсальность как главное требование к журналисту, действенность как основная характеристика журналистских материалов о локальных проблемах – все это те характеристики регионального вещания, которые так или иначе отражаются на конечном продукте каждой студии.

Специфика отдельных регионов и особенности информационной политики местных телеканалов находят свое отражение в журналистских материалах. 100ТВ – канал, вещающий в Санкт-Петербурге, в одном из самых экономически и социально развитых городов, считающимся культурной столицей России. Этот канал не имеет серьезной конкуренции среди местных негосударственных телестудий, он ориентируется на федеральных вещателей в вопросе информационной политики, стремится дать аудитории не только актуальную социально значимую информацию о жизни города, но и общеразвивающий, познавательный материал. ТВК – независимая телекомпания Красноярска, существующая на медиарынке в обстановке высокой конкуренции, часто представляющая телезрителю альтернативную государственным телеканалам повестку дня, основной продукт которой имеет остросоциальную направленность.

Журналисты рассматриваемых каналов руководствуются различными критериями при выборе тем для специальных репортажей. На ТВК ищут «острую» тему, подразумевая под этим «острый социальный конфликт», поэтому большинство материалов цикла «Большой репортаж» – это именно проблемные репортажи. На 100ТВ ставят перед собой иные задачи: в рамках цикла «Специальный репортаж» часто выходят тематические сюжеты, где главный акцент сделан на познавательном компоненте материала. Многие проблемные репортажи на 100ТВ строятся по тому же принципу, что и тематические – отражают стремление авторов дать как можно больше разнообразной информации о какой-либо проблеме, привести широкий спектр примеров, освещая заявленную тему обзорно. На ТВК авторы репортажей часто намеренно сужают тему и исследуют её вглубь, добираясь до причин появления проблемы, анализируют проявления ее последствий на примере конкретных ситуаций.

В целом же именно социальная проблематика широко представлена в материалах региональных журналистов. ТВК полностью реализует приоритет социального конфликта, выводя в публичное обсуждение проблемы всех сфер жизни человека (политической, экономической, духовной, социальной). В цикле 100ТВ проблемные репортажи составляют чуть более 50% от общего количества рассмотренных материалов.

Для более детального рассмотрения проблемных репортажей острой социальной тематики была использована методика М. А. Бережной (1), проанализированы особенности применения алгоритмов трансляции социальной информации («угроза», «социальный субъект», «отрасль»). Выяснилось, что самый часто применяемый региональными журналистами алгоритм – это «социальный субъект». Чаще всего социальные проблемы освещаются журналистами через истории конкретных людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Нередко сами идеи сюжетов рождаются после обращения в редакцию будущих героев. В регионах люди часто обращаются за помощью к журналистам, полагая, что публичное обсуждение проблемы поспособствует её решению. Главная особенность подачи информации социальной тематики – близость адресата и адресанта, межличностный характер общения.

Кроме того, региональные каналы освещают проблемы различных отраслей социальной сферы в целом, используя алгоритм «отрасль». Однако, применяют этот алгоритм по-разному: журналисты ТВК делают ставку на комментарии местных экспертов по поводу какой-либо отраслевой проблемы, а канал 100ТВ – на новизну самой темы, затрагивая проблемы отраслей, которые редко освещаются в федеральном эфире.

На региональном телевидении отображение проблем федерального уровня происходит с учетом интересов региона-адресанта. Региональный эфир демонстрирует примеры использования алгоритма «угроза» для отражения глобальных проблем (большая политика, мировая экономика). ТВК освещает такие проблемы «через призму региона», задаваясь вопросом, как они отразятся на социально-экономическом состоянии Красноярского края. 100ТВ рассматривает проблемы глобального характера «с точки зрения региона», предлагая свой «петербургский взгляд» на ту или иную ситуацию.

Региональная журналистика сегодня развивается гораздо интенсивнее, чем десятилетия назад. Местные студии часто являются основным транслятором социальной информации для своей аудитории. Региональные СМИ по праву можно рассматривать как один из ресурсов социальной сферы для проживающих в отдельном регионе людей.

Основные методы, которые используют в работе региональные репортеры – это не только наблюдение и интервью. Все активнее они задействуют метод журналистского расследования, эксперимент, часто сопряженные со съемкой скрытой камерой. Для создания авторских материалов осуществляются не только документальные, но и постановочные съемки (например, при использовании метода реконструкции событий).

Региональные журналисты нередко допускают недочеты в своей работе над проблемными репортажами. Иногда репортеры ограничиваются социальным информированием, пренебрегая таким свойством журналистики, как действенность, занимаются освещением местечковых историй, не проводя аналогий и не делая значимых обобщений, не всегда уместно и профессионально применяют методы и приемы журналистской работы на этапе съемок и подготовки сценария (неуместное использование скрытой камеры, отсутствие логической связи между эпизодами сюжета и т. п.).

Однако недостаткам противостоит не меньший список достоинств регионального телеэфира: журналисты освещают важные локальные и глобальные проблемы, предоставляют зрителю информацию о социальной сфере. Тем самым журналисты помогают зрителю ориентироваться в меняющемся окружающем мире, стимулируют проявление его активной гражданской позиции, способствуют повышению культурного уровня телеаудитории.

Проблемный репортаж в региональном телеэфире, имеющий особую социальную значимость, эффективно выполняет важные социальные функции. Конечно, материалы журналистов региональных СМИ не всегда в полной мере соответствуют требованиям, предъявляемым теоретиками и авторитетными практиками телевидения к проблемным репортажам, но с каждым годом появляется все больше интересных работ региональных репортеров, выполненных на высоком профессиональном уровне. Репортажи 100ТВ (Санкт-Петербург) и ТВК (Красноярск) не раз были отмечены на самых престижных конкурсах для журналистов: «ТЭФИ-регион», «Золотое перо», «Профессия – журналист».

Литература

1. Бережная М. А. Проблемы социальной сферы в алгоритмах телевизионной журналистики. СПб., 2009.

2. Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Курс радиотелевизионной журналистики. СПб., 2004.

3. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001.

4. Майдурова О. Ф. Работа над телевизионным репортажем. СПб., 2004.

5. Солганик Г. Я. Стиль репортажа. М., 1970.

6. Цвик В. Л. Телевизионная журналистика. М., 2004.

7. Юровский А. Я., Борецкий Р. А. Основы телевизионной журналистики. М., 1966.

Екатерина Евгеньевна Кашутчик | 10 июля 2015
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация